Главный правовой инспектор труда рескома Профсоюза И.А.Мололкина
Правозащитная деятельность : Центральный Совет, территориальные(региональные, межрегиональные) организации, местные (городские, районные) организации, первичные профсоюзные организации.
Центральный совет Профсоюза : Законотворческая деятельность путем проведения независимой профсоюзной экспертизы проектов федеральных законов, иных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти; Представительство Профсоюза в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, экспертных советах при Комитетах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, комиссиях ФНПР по нормотворческой работе;
Требование о привлечении к ответственности виновных лиц; Защита прав членов Профсоюза в органах, рассматривающих трудовые споры; Методическая, консультативно-правовая помощь нижестоящим профорганизациям Профсоюза; Руководство деятельностью правовой инспекции труда; Информирование профсоюзных органов, членов Профсоюза о проводимой правозащитной работе.
Комитеты региональных (межрегиональных) и местных организаций Профсоюза: Организация правозащитной работы; Взаимодействие с государственными органами надзора и контроля; Работа по совершенствованию законодательства в области трудовых отношений в субъектах РФ, взаимодействуют в этих целях с органами законодательной, исполнительной, судебной власти. Правовая экспертиза проектов региональных нормативных правовых актов; Тематические и комплексные проверки соблюдения работодателями трудового законодательства;
Защита нарушенных прав членов Профсоюза, профсоюзных организаций; Требования об отмене, приостановке исполнения или изменении решений, противоречащих законодательству РФ; Участие в разрешении коллективных трудовых споров; Правовое сопровождение деятельности организаций Профсоюза в рамках социального партнерства; Информирование выборных профсоюзных органов, членов Профсоюза о проводимой правозащитной работе.
Выборные органы первичных профсоюзных организаций: Защита индивидуальных и коллективных социально- трудовых прав членов Профсоюза во взаимоотношениях с работодателями; Контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства; Выдвижение коллективных требований к работодателям; Бесплатная юридическая помощь членам Профсоюза; Представление интересов членов Профсоюза; Правовое обучение членов Профсоюза; Информирование о проводимой правозащитной работе.
Локальный нормативный акт - нормативный акт, содержащий нормы трудового права, направленный на урегулирование трудовых отношений и принятый в пределах своей компетенции и распространения властных полномочий работодателем в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашением.
Локальные нормативные акты организации в зависимости от числа участников в их создании можно условно разделить на: - локальные нормативные акты, принимаемые работодателем единолично; - локальные нормативные акты, принимаемые работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
С учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные акты: сокращение численности или штата работников (п.2 ст.81, ст.82 ТК РФ), оплата труда (ст. 135 ТК РФ), стимулирующие выплаты (ст. 144 ТК РФ), оплата труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ), нормирование труда (ч.2 ст. 159 ТК РФ), оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ); введение, замена и пересмотр норм труда (ч.1. ст. 162 ТК), аттестация работников (п. 3 ст. 81 ТК РФ), снятие дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ),
создание комитета (комиссии) по охране труда (ст. 218 ТК РФ) и порядке формирования комиссий по расследованию несчастных случаев (части 1,2,14 ст.229); графики сменности (ст. 103 ТК РФ); перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК РФ); правила внутреннего трудового распорядка (ст. ст. 189, 190 ТК РФ); введение режима неполного рабочего времени (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев в случаях наличия причин, которые могут повлечь за собой массовое увольнение работников (ч. 5,7 ст. 74 ТК РФ), о привлечении работников к сверхурочным работам (ч. 4 ст. 99 ТК РФ),
разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ) и проведении работ в выходные и нерабочие праздничные дни (ч. 4 ст. 113 ТК РФ), графики ежегодных оплачиваемых отпусков (ст. 123ТК), о конкретных размерах повышения оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), правила и инструкции по охране труда для работников (ст. 212 ТК РФ), форма расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ); перечень необходимых профессий и специальностей, требующих профессиональной подготовки, переподготовке и повышения квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);
перечень профессий и должностей, имеющих право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 116 ТК РФ); перечень профессий и должностей на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанным с загрязнением, имеющих право на бесплатную выдачу спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов (ст. 221 ТК РФ).
Как оформлять: "Мнение представительного органа работников учтено. Протокол ______ от ___________ (дата) (подпись и расшифровка подписи)".
Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 372 ТК РФ) 1) работодатель в случаях, предусмотренных законодательством, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации. 2) Профком на заседании (при установленном кворуме) рассматривает полученный проект локального нормативного акта, оформляет протокол заседания и не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Выборный орган первичной профсоюзной организации может согласно ст.372 ТК РФ принять одно из трех решений: а) согласиться с проектом локального нормативного акта; б) предложить варианты совершенствования локального нормативного акта; в) не согласиться с проектом локального нормативного акта.
Устранение разногласий: а) работодатель, получив мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, может согласиться с ним; б) в противном случае работодатель в течение трех дней после получения мотивированного мнения проводит дополнительные консультации с профкомом о в целях достижения взаимоприемлемого решения. Результат консультаций (достижение согласия или констатация разногласий) оформляется протоколом, подписание которого означает завершение данного этапа учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
При недостижении согласия после проведения дополнительных консультаций работодатель вправе принять локальный акт, содержащий нормы трудового права, а выборный орган первичной профсоюзной организации может обжаловать данное решение в государственную инспекцию труда или в суд (локальный нормативный акт, принятый в нарушение установленного порядка учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, либо противоречащий трудовому законодательству, коллективному договору, соглашению), а также начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) проводит в обязательном порядке проверку и в случае выявления нарушения выдает работодателю предписание об отмене указанного нормативного акта, обязательное для исполнения.
Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не имеют юридической силы, не подлежат применению и не влекут правовых последствий.
Цель профсоюза – помочь работникам, которые хотят изменить качество своей жизни, улучшить условия труда, аргументировано противодействовать работодателям, нарушающим законные интересы человека труда. Решению именно этих задач служит правозащитная деятельность профсоюза.
Спасибо за внимание!