1. Основные цели и задачи контроля за использованием бюджетных средств. 2. Особенности организации финансового контроля. 3. Контроль вышестоящих органов власти за нижестоящими бюджетами. 4. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства и использование бюджетных средств не по целевому назначению Программа ШМСУ
Цель и задачи контроля за использованием бюджетных средств Цель финансового контроля Задачи финансового контроля Цель финансового контроля – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования государственных и местных финансов в целях эффективного социально- экономического развития страны и ее регионов проверка выполнения органами местной власти функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов в пределах своей компетенции; 2. - проверка выполнения финансовых обязательств перед государством местным правительством, организациями и гражданами; 3. - проверка правильности использования государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями, прочими организациями денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, кредитов, внебюджетных и иных средств) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями и учреждениями; 5. - выявление внутренних резервов производства (возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, экономного и эффективного использования материальных и денежных средств); 6. - устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. Программа ШМСУ
Функции финансового контроля Анализ. Включает в себя спектр действий по изучению, исполнению действующего бюджетного законодательства, выявлению отклонений в формировании доходов и расходов местных бюджетов; исследование фактов, повлекших то или иное отклонение, выявление виновных лиц. Корректировка. Включает разработку предложений по устранению выявленных нарушений в организациях и учреждениях. Предупреждение. Состоит в разработке мероприятий по предотвращению нарушений, укреплению финансовой дисциплины, повышению эффективности и совершенствования контрольной работы, разработке новых методов и способов контроля. Программа ШМСУ
Формы финансового контроля Предварительный контроль - в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам; Текущий контроль - в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения местных бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп представительных органов местного самоуправления; Последующий контроль - в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов. Программа ШМСУ
Контроль представительных органов местного управления и самоуправления предусматривает право соответствующих представительных органов местного самоуправления на: получение от органов местного управления необходимых сопроводительных материалов при утверждении бюджета; получение от органов, исполняющих бюджеты, оперативной информации об их исполнении; утверждение (не утверждение) отчета об исполнении бюджета; создание собственных контрольных органов органов местного самоуправления) для проведения внешнего аудита бюджетов; вынесение оценки деятельности органов, исполняющих бюджеты. Программа ШМСУ
Финансовый контроль Финансовый контроль, осуществляемый органами местного управления, осуществляют финансовые органы местной власти, главные распорядители, распорядители бюджетных средств. Программа ШМСУ
Виды бюджетного контроля Главные распорядители, распорядители бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также представления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами. Программа ШМСУ
Кто проводит проверки? Главные распорядители бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и коммунальных предприятий, бюджетных учреждений. Программа ШМСУ
Отчет об исполнении бюджета До начала рассмотрения отчета об исполнении бюджета представительным органом проводится внешняя проверка указанного отчета. Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета осуществляется соответствующими контрольными органами представительных органов. Представительный орган принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения результатов проверки указанного отчета, проведенной соответствующими контрольными органами. Программа ШМСУ
Кто имеет Полномочия контроля за использованием средств местных бюджетов в РБ? Полномочия Президента Республики Беларусь, Парламента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь Полномочия органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь Полномочия местных Советов депутатов Полномочия Министерства финансов, его территориальных органов, местных финансовых органов Полномочия Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекций Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов Полномочия распорядителей бюджетных средств Программа ШМСУ
Полномочия Министерства финансов, его территориальных органов, местных финансовых органов 1. К полномочиям Министерства финансов, его территориальных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за: 1.1. соблюдением бюджетного законодательства при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении республиканского бюджета, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, если иное не предусмотрено законодательными актами; 1.2. соблюдением единой методологии ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов, установленной Министерством финансов; 1.3. соответствием платежей принятым бюджетным обязательствам и бюджетным ассигнованиям; 1.4. своевременным и полным поступлением доходов и эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями и физическими лицами; 1.5. целевым использованием и своевременным возвратом бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, а также займов (кредитов), полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными Заменено вместо слов «бюджета» Программа ШМСУ
Полномочия местных финансовых органов К полномочиям местных финансовых органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства на территории соответствующей административно-территориальной единицы на стадии составления, рассмотрения, утверждения и исполнения соответствующих местных бюджетов. Программа ШМСУ
Полномочия местных исполнительных и распорядительных органов (Статья 131). К полномочиям местных исполнительных и распорядительных органов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление в пределах их компетенции контроля за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств соответствующих местных бюджетов и нижестоящих бюджетов, своевременным возвратом бюджетных средств, выданных местными исполнительными и распорядительными органами и полученных ими на возвратной основе, своевременным и полным внесением процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе. Программа ШМСУ
Полномочия местных Советов депутатов К полномочиям местных Советов депутатов по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за: правильностью составления, рассмотрения и утверждения местных бюджетов на очередной финансовый год; исполнением местных бюджетов, целевым и эффективным использованием бюджетных средств при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях постоянных комиссий и на основании депутатских запросов; исполнением местных бюджетов при рассмотрении и утверждении решений местных Советов депутатов об утверждении отчетов об исполнении местных бюджетов за отчетный финансовый год. Программа ШМСУ
Что считается нарушением бюджетного законодательства? Неисполнение либо ненадлежащее исполнение требований, установленных Бюджетным Кодексом и иными актами бюджетного законодательства по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджетов, а также требований законодательства при получении и использовании бюджетных средств, признаются нарушением бюджетного законодательства и влекут применение к нарушителю мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства в соответствии с Бюджетным Кодексом и иными законодательными актами. Программа ШМСУ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Глава 26 Бюджетного кодекса Статья 133. Нарушение бюджетного законодательства Статья 133. Статья 134. Меры принуждения, применяемые за нарушение бюджетного законодательства, и органы, имеющие право на их применение Статья 134. Статья 135. Основания для применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Статья 135. Статья 136. Незаконное получение средств из бюджета Статья 136. Статья 137. Нецелевое использование средств бюджета Статья 137. Статья 138. Использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства Статья 138. Статья 139. Предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка Статья 139. Статья 140. Невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе Статья 140. Статья 141. Неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств Статья 141. Программа ШМСУ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Глава 26 Бюджетного кодекса (продолжение) Статья 142. Неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе Статья 142. Статья 143. Неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств Статья 143. Статья 144. Непредставление в установленные сроки бухгалтерской отчетности и иных сведений об использовании бюджетных средств Статья 144. Статья 145. Нарушение условий договора с использованием бюджетных средств Статья 145. Статья 146. Взыскание денежных средств с организаций и индивидуальных предпринимателей Статья 146. Программа ШМСУ
Основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства являются: незаконное получение средств из бюджета; нецелевое использование средств бюджета; использование средств бюджета с нарушением бюджетного законодательства; предоставление бюджетных ссуд, бюджетных займов с нарушением установленного порядка; невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; неперечисление, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неперечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; неисполнение или ненадлежащее исполнение платежных инструкций на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджетов и получателей бюджетных средств; непредставление в установленные сроки отчетности об использовании бюджетных средств, информации о движении бюджетных средств по счетам их получателей; нарушение условий договора с использованием бюджетных средств. Программа ШМСУ
К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: 1.1. приостановление либо ограничение финансирования расходов за счет бюджетных средств; 1.2. взыскание бюджетных средств; 1.3. приостановление расчетов по банковским счетам; 1.4. начисление и взыскание пени; 1.5. иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами. Программа ШМСУ