Особенности организации перевозок пассажиров с ограниченными возможностями Доклад представителя ОАО «Федеральная пассажирская компания» март 2011
Государственная программа «Доступная среда» Общее число инвалидов в России в 2010 году превысило 13 млн. чел., из них около 2 млн. инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе по экспертным оценкам около 100 тыс. перемещаются на колясках. Предполагается, что к 2015 году общее количество инвалидов может превысить 15 млн. человек. Между тем количество официально зарегистрированных инвалидов в России одно из наиболее низких в Европе, в три раза меньше, чем, например, в Финляндии. более 13 млн.чел. Увеличение количества телепрограмм, содержащих субтитры - к 2015 г. с 15% до 50% от общего объема вещания телеканалов. Улучшение условий главных бюро медико- социальной экспертизы. Увеличение числа транспортных средств, оборудованных для перевозки инвалидов. Увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда - с 2% до 20% к 2015 г. Увеличение количества рабочих мест для инвалидов. 2 Статистика
Перевозка людей с ограниченными возможностями железнодорожным транспортом Пандусы - подъемники для инвалидов на железнодорожных вокзалах Специальная технология резервирования мест и организации перевозки Тарифы с учетом льгот и преимуществ, предусмотренных федеральным законодательством Специальные вагоны с купе для людей с ограниченными возможностями Сведения о курсировании специальных вагонов, порядке оформления проезда в них размещаются в информационном блоке на вокзалах, в пунктах продажи, на сайте ОАО «РЖД», в органах социального обеспечения. 3
Динамика роста парка купейных штабных вагонов, оборудованных специализированным купе и подъемником для инвалидов-колясочников поставка штабных вагонов с купе для инвалидов парк штабных вагонов с купе для инвалидов 4
Направления и поезда в регулярном сообщении, на которых задействованы вагоны, оборудованные купе для людей с ограниченными возможностями Москва 78 поездах Штабные вагоны со специализированными купе для проезда людей с ограниченными возможностями в настоящее время курсируют в 78 поездах различных направлений. 5 БЕЛОРУССКИЙ ВОКЗАЛ 3 Москва – Минск 9 Москва – Варшава 29 Москва – Калининград 55 Москва – Могилев – Гомель 77 Москва – Гродно 602 Москва – Рыбинск КУРСКИЙ ВОКЗАЛ 49 Кисловодск – Санкт-Петербург 59 Горький – Санкт-Петербург 71 Москва – Белгород 107 Самара – Санкт-Петербург 145 Челябинск – Киров – Санкт-Петербург 351 Москва – Анапа 603 Москва – Орел КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ 2 Москва – Казань 4 Москва – Кисловодск 10 Москва – Самара 14 Москва – Магнитогорск – Челябинск 16 Москва – Екатеринбург 20 Москва – Ростов 22 Москва – Ульяновск 24 Москва – Горький 26 Москва-Ижевск 30 Москва – Новороссийск 32 Москва – Оренбург 34 Москва – Владикавказ 36 Москва – Омск – Барнаул 40 Москва – Уфа 42 Москва – Саранск 50 Москва – Казань 52 Москва – Пенза 54 Москва – Чебоксары 58 Москва – Йошкар Ола 60 Москва – Нижневартовск 90 Москва – Петрозаводск – Курган 100 Москва – Ростов 102 Москва – Адлер 104 Москва – Адлер 132 Москва – Орск 122 Москва – Саранск 202 Москва – Адлер 302 Москва – Пенза ЛЕНИНГРАДСКИЙ ВОКЗАЛ 2 Москва – Санкт-Петербург 4 Москва – Санкт-Петербург 10 Москва – Псков 16 Москва – Мурманск 18 Москва – Петрозаводск 26 Москва – Санкт-Петербург 28 Москва – Санкт-Петербург 30 Москва – Санкт-Петербург 32 Москва – Хельсинки 38 Москва – Санкт-Петербург 42 Москва – Новгород 56 Москва – Санкт-Петербург 64 Москва – Санкт-Петербург ПАВЕЛЕЦКИЙ ВОКЗАЛ 1 Москва – Волгоград 5 Москва – Астрахань 9 Москва – Саратов 15 Москва – Волгоград 17 Москва – Саратов 25 Москва – Воронеж 29 Москва – Липецк 31 Москва – Тамбов 2 Москва – Владивосток 12 Москва – Новый Уренгой 18 Москва – Пермь 24 Москва – Сыктывкар 30 Москва – Кемерово – Томск 32 Москва – Киров 36 Москва – Нижний Новгород 50 Москва – Нижний Тагил 56 Москва – Новосибирск – Красноярск 60 Москва – Вологда 84 Москва – Приобье 126 Москва –Череповец 148 Москва – Кострома КИЕВСКИЙ ВОКЗАЛ 1 Москва – Киев 15 Москва – Ужгород 99 Москва – Брянск Более 50 тыс. мест ежегодно
Конструктивные особенности вагонов, оборудованных специализированным купе для людей с ограниченными возможностями Конструктивными особенностями данных вагонов является наличие сне котловой стороны вагона увеличенной ширины наружных дверей, подъёмников для инвалида-колясочника, увеличенной площади тамбура, увеличенной ширины входной двери из тамбура в коридор, дверей в специализированное купе для инвалида-колясочника и в туалет, расширенного коридора до специализированного купе. Ширина всех перечисленных проёмов и помещений позволяет передвигаться инвалидной коляске стандартных размеров. 6
Оснащение вагона для людей с ограниченными физическими возможностями Купе оборудовано: - диваном; - верхним спальным местом; - полками для мелких вещей над верхним спальным местом со светильниками местного освещения и встроенными аудио панелями с электронными регуляторами громкости и разъемами для подключения наушников; - багажной нишей; - подоконным столом; - сиденьем; - местом для размещения кресла-коляски; - лестницей для пользования багажной нишей и влезания на верхние спальные места; - поручнями; - информационным табло. Диван разделен на три части: две крайние поднимаются под углом до 75° для обеспечения возможности сидеть, опираясь спиной на поднятую часть дивана. Верхнее спальное место предназначено для сопровождающего. Туалетная комната оборудована: - унитазом (вакуумным туалетным модулем) с ручным приводом смыва; - откидным поручнем сбоку от унитаза; - стационарным поручнем около окна; - умывальником с обеспечением возможности подъезда к нему; - зеркалами, установленными с учетом пользования ими лиц с ограниченными возможностями. 7
Перевозка людей с ограниченными возможностями железнодорожным транспортом в нерегулярном сообщении Для осуществления поездки необходимо: Заключить рамочный договор с ЖА на оплату провозных платежей Заключить договор на каждую перевозку с причастным филиалом ОАО «ФПК» договор на аренду вагонов Прислать в ОАО «ФПК» заявку на организацию перевозки с указанием параметров поездки Заключить рамочный договор с ДЦФТО на оплату порожнего пробега и передачу по московскому узлу В перспективе планируется упростить данную процедуру, построив взаимодействие с клиентами (включая лиц с ограниченными возможностями) по принципу «одного окна», т.е. сотрудничество будет осуществляться с одним представителем от ОАО «ФПК» - менеджером Клиентского отдела. 8
Перспективы Приобретение государством определенного количества вагонов новой постройки, предназначенных для перевозки групп инвалидов, и передача их в собственность обществам инвалидов и спортивных секций Обеспечение наличия в каждом поезде специализированного штабного вагона, оснащенного специальным оборудованием для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Для этого требуется увеличение парка на 1055 вагонов: путем модернизации 972 вагонов и закупки 83 новых вагонов Создание социальной государственной программы с бюджетным финансированием, предусматривающей сотрудничество при перевозке лиц с ограниченными возможностями как во внутригосударственном, так и в международном сообщениях 9