Пещерные храмы Китая
Когда буддизм стал проникать в Китай и возникла необходимость в местах, где верующие могли молиться и совершать обряды, первыми стали возникать пещерные храмы. Эта традиция пришла из Индии, где Шакьямуни часто проповедовал именно в пещерах, и, кроме того, такие святилища не требовали больших финансовых затрат.
Со временем архитектура пещерных храмов стала приобретать черты традиционного китайского зодчества: стены стали украшаться яркими росписями с изображениями святых, животных и растений, священные ступы были вытеснены статуями Шакьямуни.
Иногда буддийские храмы вырубались в отвесных скалах, и оставалось только гадать, каких усилий это стоило строителям. У верующих и странников такие храмы вызывали чувство трепета перед величием буддийской веры. Вот как описывает увиденное один из путешественников: «Там, где облака касаются горных отрогов, высятся каменные изваяния Будд, сотни пещер, тысячи статуй божков. Трудно поверить, что сотворены они руками человека, а не чудодейством богов». Иногда буддийские храмы вырубались в отвесных скалах, и оставалось только гадать, каких усилий это стоило строителям. У верующих и странников такие храмы вызывали чувство трепета перед величием буддийской веры. Вот как описывает увиденное один из путешественников: «Там, где облака касаются горных отрогов, высятся каменные изваяния Будд, сотни пещер, тысячи статуй божков. Трудно поверить, что сотворены они руками человека, а не чудодейством богов».
О грандиозности и масштабах пещерных храмов можно судить по частично сохранившимся пещерам Лунмэнь («Драконьи врата») в пригороде Лояна, провинция Хэнань. Начало строительства этих пещерных храмов датируется 5 веком нашей эры. Самое крупное помещение в комплексе – зал шириной 36 м и глубиной 41 м, в центре которого установлена 17-метровая статуя Будды. Пещеры Лунмэнь сильно пострадали в XIX-XX вв: часть бесценных глиняных и каменных скульптур была вывезена заграницу интервентами, часть разрушена во времена Культурной революции. Но, несмотря на принесенный урон, в сохранившемся пещерном комплексе насчитывается 60 пагод, 2345 ниш разных размеров и почти каменных изваяний будд и святых.
Пещерные храмы не только сыграли важную роль в развитии буддизма в Поднебесной, но и являются незаменимым источником информации об истории древнего Китая: в пещерных храмах можно увидеть фрески, на которых изображены старинные городские улицы, не сохранившиеся до наших дней дворцы, сады, лавки, мосты, жилые дома, бытовые сценки из жизни людей и т.д. Фресковая живопись, глиняные и каменные скульптуры пещерных храмов заняли важное место в истории изобразительных искусств Китая.
По официальным оценкам, здесь имеется 2345 гротов и углублений с 43 храмами, которые содержат ок надписей и порядка изображений религиозного свойства. Обустройство храмов началось в 493 году при династии Северная Вэй, однако приблизительно 60 % статуй относятся ко времени правления династии Тан (VIIIX вв.).
Состоит из нескольких сотен пещер, главные из которых (Биньян, , Гуян, , и Фынсянь, ) включают статуи буддийских божеств (в том числе Будды Вайрочана, , высота около 15 м), рельефы, изображающие монахов, небесных танцовщиц, торжественные процессии. Для монументально- величественной скульптуры Лунмэнь характерны изящество пропорций, графическая чёткость прорисовки деталей, сочетающаяся с пластически-мягкой трактовкой форм.