Мировая художественная культура Преподаватель : д. ф. н., доц. Н. А. Карлик
Этруски древняя цивилизация, населявшая в I тыс. до н. э. северо - запад Аппенинского полуострова ( область древняя Этрурия, современная Тоскана ) между реками Арно и Тибр и создавшие развитую культуру, предшествовавшую римской и оказавшую на неё большое влияние. Римские заимствования у этрусков включают развитое инженерное искусство, в частности возведение арочных сводов зданий. Такие римские обычаи, как бои гладиаторов, гонки на колесницах и многие погребальные обряды, также имеют этрусское происхождение.
Этрусские города строились на высоких скалистых плато. Рядом – обязательно располагался некрополь – город мертвых. Дома в городе – из дерева и глины, в некрополе - все из камня, строилось на века. Идея вечности передавалась формой круга, сферы – форма гробниц этрусков.
Тумулосы – гробницы с круглым цоколем и полусферической насыпью. Внутри – воспроизведение жилого дома : к покоям ведет дромос – длинный коридор
В некоторых гробницах этрусков были найдены терракотовые саркофаги. В ранних гробницах – множество погребальных даров из золота и серебра, обязательно – бронзовые зеркала
Канопы – изготавливали из керамики. Они имели много вариантов : - в виде хижины ; - в виде человека на троне ; - в виде человека на ритуальном пиру ; - в виде урны с крышкой – головой человека.
Как представляли этруски переход в загробную жизнь, рассказывают фрески гробниц – росписи по сырой штукатурке. Для этрусков переход в новый мир – это вечный пир
У этрусков за три мира отвечали три бога, что проявилось в трехчлен насти, повторяющейся в архитектуре дома и храма. Три этапа существования ожидалось и после смерти : этап ухода с земли и путь в Загробный мир ( конь ), этап испытаний и перерождения в Загробном мире ( змея, которая сборасывает и меняет кожу ) и этап возрождения в образе небесного бога или полубога ( аист ). С учетом расшифровки символики изображений аиста, змеи и коня можем предположить, что охранные символы по фризу дома и храма, призывали души предков охранять жилища своих потомков от потусторонних злых сил.
Это история всей Римской державы – от Британских островов до Египта. Два этапа римской истории : - Эпоха Республики – с VI до н. э. по I в. до н. э. - Императорский период – с I в. до н. э. по IV в. н. э. Центр Рим – город, основанный 19 апреля 735 г. до н. э.
Этот период беден произведениями искусства. Главные артефакты – архитектурные сооружения форума – рыночной площади. На форуме происходили главные городские события : собрания, советы, торги.
Портреты близки к натуре. Римляне шли от восковых масок – « персон » ( хранились в каждом доме ). Передавались все особенности человеческого лица, без поэтизации. Главный герой – пожилой, волевой патриций.
Республиканская архитектура представлена прямоугольными и круглыми храмами – моноптерами. Моноптер состоял из цилиндрической основы и был окружен колоннадой. Имел один торцевой вход.
Один из традиционных римских мотивов – изображение бычьих черепов. « букраниев », с которых свисают тяжелые гирлянды. Букрании – символ жертвоприношения и памяти.
Акведук ( от лат. aqua вода и duco веду ) водовод для подачи воды населённым пунктам. Акведуком в более узком значении называют часть водовода в виде моста над оврагом или рекой. Римляне строили многочисленные акведуки для доставки воды в города и к промышленным местам. В Римв ода поставлялась через 11 акведуков, которые были построены в течение 500 лет и имели общую длину почти 350 километров.
Главное помещение – атриум ( от лат atrium – закопченный ). Как и в городе « мундус » – священная яма – в атриуме имплювий – бассейн для сбора воды. Над ним - комплювий – отверстие в крыше. Атрицм – сакральная функция « мирового столпа » – связь каждого дома с небесами и подземным миром. В атриуме : стол жертвенник, шкаф для хранения масок, сундук с ценностями.
С появлением парадных комнат в римских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается система высокохудожественных стенных росписей. Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески. Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. По характеру помпейские росписи принято делить на три группы, условно называемые стилями. ( Первый, второй, третий помпейские стили ).
Первый помпейский стиль – инкрустационный, был распространён во II в. до н. э. и имитирует облицовку стен квадратами разноцветного мрамора и яшмы. Архитектурные детали исполнялись объёмно из штукатурки и расписывались.
Второй помпейский стиль - архитектурно - перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись живописно - иллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами и портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это позволяло римлянам как бы расширять внутреннее пространство помещений
Третий помпейский стиль - ориентализирующий. В противоположность некоторой пышности второго стиля, этот стиль отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством воспроизведения какой - нибудь знаменитой картины известного мастера, выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд из цветов подчёркивает уют комнаты.
Август ( принцепс ) говорил, что принял Рим глиняным, а оставил каменным. Это и « золотой век римской литературы » – представлена творчеством Вергилия, Горация и Овидия.
Римский Колизей построен Веспасианом и Титом ( в 70 – 80 гг. н. э.) – от лат. colosseus – громадный. Вмещает 50 тыс. человек. Новый тип здания – до этого только театры на склонах холмов.