Информационно - коммуникативная компетентность в структуре профессиональной подготовки педагога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование ИКТ-компетентности учащихся Семинар с координаторами ИКТ г. 1.
Advertisements

Учитель информатики и ИКТ МОУ «Гимназия 13». Способность применять полученные знания на практике Способность применять полученные знания на практике Проявлять.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Формирование ИКТ - компетенции на уроках информатики Учитель информатики Кобец С. А.
ИКТ-грамотность ИКТ-компетентность определение информации способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления.
Грибанова Ольга Михайловна учитель МОУ «Русановская основная общеобразовательная школа»
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Формирование познавательной компетентности учащихся как ресурс решения проблем здоровьесбережения в учебном процессе» педсовет Фомирование ИКТ-компетентности.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Организация учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия. Доклад Ишковой Н.Н., учителя.
Содоклад подготовлен: Соловьевой Е.Ю.. Почему дети не хотят работать совместно????
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Наборская Светлана Юрьевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 252 Красносельского.
Педагогическое образование. Профиль Информатика Создание карты компетенций с использованием таксономии Блума на примере собственного образовательного стандарта.
Формирование ИКТ - компетентности учащихся. Составление учебных заданий. Семинар с координаторами ИКТ г. 1.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
Методика тестирования ИКТ-компетентности учащихся 9-х классов Семенова О.В. учитель информатики МОУ СОШ 25 города Абакана Семенова О.В. учитель информатики.
Транксрипт:

Информационно - коммуникативная компетентность в структуре профессиональной подготовки педагога.

Приоритеты новой парадигмы образования реализация компетентностного подхода в образовании; переход от усвоения дидактических единиц к овладению способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; ориентация на формирование самостоятельного (критического) мышления обучающихся.

Актуальная задача профессионального образования Специальная подготовка человека к жизни в информационном обществе, т.е. формирование информационно- коммуникативной компетентности

Определимся в понятиях … Базовое понятие Компетентность - взаимодействие знания и опыта в той или иной области, позволяющие человеку принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков.

Используемые в педагогической теории и практике понятия Информационная компетентность Компьютерная компетентность Цифровая компетентность Коммуникативная компетентность

Информационная компетентность - умения и навыки получения информации, ее обработки, предоставления в удобном для себя и других пользователей виде, демонстрации понимания полученной информации, умение делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности.

Компьютерная компетентность – готовность применять разные программные средства для переработки полученной информации.

« Информационно - коммуникационная компетентность » это - Коммуникативная компетентность – способность устанавливать эффективный контакт с другими людьми

« Информационно - коммуникационная компетентность » это - Цифровая компетентность – уверенное и критическое использование электронных средств массовой информации для работы, досуга и общения.

« Информационно - коммуникационная компетентность » это - ИКТ-грамотность это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

Интегрируем понятия… Компетентность Информационная компетентность Компьютерная компетентность Цифровая компетентность Коммуникативная компетентность

« Информационно - коммуникативная компетентность » это - умение работать с информацией (сбор, поиск, передача, анализ); умение критически относится к этой информации и на основе этого делать выводы и принимать решения в условиях неопределенности; умение моделировать и проектировать собственную профессиональную деятельность; умение моделировать и проектировать работу коллектива; умение ориентироваться в организационной среде на базе современных информационно-коммуникационных технологий; умение использовать в своей практической профессиональной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии для увеличения производительности труда.

Структура ИКТ-компетентности Определение (идентификация) Доступ (поиск) Управление Интеграция Оценка Создание Сообщение(передача) Структура ИКТ-компетентности

Определение(идентификация) Умение точно интерпретировать вопрос Умение детализировать вопрос Нахождение в тексте информации, заданной в явном или в неявном виде Идентификация терминов, понятий Обоснование сделанного запроса

Структура ИКТ-компетентности Доступ (поиск) Выбор терминов поиска с учетом уровня детализации Соответствие результата поиска запрашиваемым терминам (способ оценки) Формирование стратегии поиска Качество синтаксиса

Структура ИКТ-компетентности Управление Создание схемы классификации для структурирования информации Использование предложенных схем классификации для структурирования информации

Структура ИКТ-компетентности Интеграция Умение сравнивать и сопоставлять информацию из нескольких источников Умение исключать несоответствующую и несущественную информацию Умение сжато и логически грамотно изложить обобщенную информацию

Структура ИКТ-компетентности Оценка Выработка критериев для отбора информации в соответствии с потребностью Выбор ресурсов согласно выработанным или указанным критериям Умение остановить поиск

Структура ИКТ-компетентности Создание Умение вырабатывать рекомендации по решению конкретной проблемы на основании полученной информации, в том числе противоречивой Умение сделать вывод о нацеленности имеющейся информации на решение конкретной проблемы Умение обосновать свои выводы Умение сбалансировано осветить вопрос при наличии противоречивой информации Структурирование созданной информации с целью повышения убедительности выводов

Структура ИКТ-компетентности Сообщение(передача) Умение адаптировать информацию для конкретной аудитории (путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда) Умение грамотно цитировать источники (по делу и с соблюдением авторских прав) Обеспечение в случае необходимости конфиденциальности информации Умение воздерживаться от использования провокационных высказываний по отношению к культуре, расе, этнической принадлежности или полу. Знание всех требований (правил общения), относящихся к стилю конкретного общения

Критерии сформированности ИКТ осознание недостатка информации и ее необходимости в решении какой-либо задачи; осуществление поиска необходимой информации в разных информационных источниках (газеты, журналы, литература, Интернет, др.); оценивание найденной информации (аналитическая обработка информации, критическое отношение к полученной информации); создание новой информации средствами ИКТ; сохранение и передача информации.

Показатели уровней сформированности ИКТ-компетентности. I уровень характеризуется тем, что обучаемый: не осознает недостатка и информации и ее необходимости для решения задачи; для поиска информации использует один предложенный информационный источник; демонстрирует понимание полученной информации; испытывает затруднения в применении средств ИКТ при создании новой информации;

II уровень : в целом осознает недостаток информации для решения какой-либо задачи; использует несколько предложенных информационных источников; интерпретирует полученную информацию в контексте решаемой задачи; применяет средства ИКТ, демонстрируя стандартные операционные умения; Показатели уровней сформированности ИКТ-компетентности.

III уровень: осознает, какой информацией для решения задачи обладает, а какой – нет; самостоятельно выбирает информационные источники соответствующие заданной цели; критически относится к полученной информации; самостоятельно применяет средства ИКТ для создания новой информации, может интегрировать несколько программных средств. Показатели уровней сформированности ИКТ-компетентности.

Как измерить уровень ИКТ-компетентности Тест Комплексная практическая работа

Модель решения комплексных информационных задач Определение (определение информ. проблемы, идентификация информации) Управление (выявление возможных источников и выбор наилучших) Доступ (поиск источников и информации внутри источника) Интеграция (организация и представление материалов) Оценка (оценки качества продукта и эффективности работы) Создание (решение проблем на основе имеющейся информации и формулирование вывода) Передача (извлечение и передача информации)

Модель информационной компетентности или стратегия решения информационных задач Данная модель может успешно применяться во всех ситуациях, где деятельность человека предполагает активное использование информации. Она показывает, как универсальные навыки поиска и переработки информации с помощью современных технических средств могут быть интегрированы в систематический процесс, ориентированный на решение широкого круга практических задач.

Шаги решения информационных задач Определение Определить информационную проблему Идентифицировать необходимую информацию

Шаги решения информационных задач Управление Выявить все возможные источники Выбрать наилучшие из них Шаги решения информационных задач

Доступ Найти соответствующий источник (теоретически и практически) Найти нужную информацию внутри источника

Шаги решения информационных задач Интеграция Организовать материал, полученный из различных источников Представить информацию должным образом

Шаги решения информационных задач Оценка Оценить качество продукта Оценить эффективность работы Шаги решения информационных задач

Создание Решить конкретную проблему на основе имеющейся информации Сделать вывод о нацеленности имеющейся информации

Шаги решения информационных задач Передача Извлечь нужную информацию Передать информацию

Методология формирования информационной компетентности Методологические подходы к решению информационных задач: проблемный подход творческий подход критический подход (технология критического мышления) компетентностный подход

Приемы формирования мышления при решении информационных задач Умение работать с источниками информации и выделить проблему: анализ, оценка, интерпретация, фиксация идей и др. Умение синтезировать информацию, получаемую из различных источников: формулировка гипотез, выделение главного, сравнение, моделирование и проектирование и др. Умение творчески применять полученную информацию на практике: нахождение вариантов решения, применение эвристик, использование общих и созданных моделей, перенос способов решения на новые ситуации и др.

Личностные качества, развиваемые в процессе формирования информационной компетентности: ) независимость 2) дисциплинированность 3) систематичность 4) внутренняя мотивация 5) рефлексия 6) гибкость 7) инициативность

Дидактические принципы формирования информационной компетентности реальный контекст предлагаемых информационных задач; реалистичность заданий; избегание рутинных задач постоянный контроль логическое членение материала интеграция знаний, умений и навыков творческая роль учителя использование методов активного обучения дух инновации

Модификации базовой модели при работе с инструментами ИТ: Электронная почта,чаты, видеоконференции,быстрые сообщения Определение Управление Доступ Интеграция Оценка Создание Передача

Модификации базовой модели при работе с инструментами ИТ: Работа в глобальной сети (Netscape,Internet Explorer,порталы) Управление Доступ

Модификации базовой модели при работе с инструментами ИТ: FTP, скачивание и передача информации Оценка Создание

Использование инструментов ИТ в контексте модели : Yahoo, Google, Яndex, Рамблер, AltaVista, порталы Местоположение и доступ Создание сетевой продукции Интеграция

Использование инструментов ИТ в контексте модели : Работа с Веб-сайтами Оценка

Определение или идентификация информации Важно! Необходимо владеть навыком функционального чтения: сначала сформулировать вопрос, с какой целью будешь читать текст, а затем читай текст с заданной целью.

Доступ к информации Доступ предполагает только лишь нахождение источника информации в соответствии с заданной потребностью. Результатом действия «доступ» будет рекомендация искать нужную информацию в указанных документах. Поиск предполагает еще и нахождение в выбранном документе требуемой информации. Поиск информации как минимум подразумевает оценку найденной информации на достоверность, актуальность и полноту. Кроме того, надо иметь в виду, что необходимой информации в указанном документе может и не быть.

Управление информацией В определении ИКТ-компетентности когнитивная деятельность управление состоит из следующих умений: создание схемы классификации для структурирования информации; использование предложенных классификационных схем для структу- рирования информации.

Управление информацией Структура (лат. structura) взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение. Классификация (лат.) распределение тех или иных объектов по классам (разделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков.

Оценка информации Объективность/Субъективность Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения. Достоверность /Недостоверность(ложность) Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Оценка информации Полнота / Недостаточность, а также избыточность информации Информация полна, если ее достаточно для понимания и принятия решения. Актуальность (своевременность) /Устаревшая информацияили преждевременная Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени.

Оценка информации Полезность (ценность) /Бесполезность Полезность информации оценивается по тем задачам,которые мы можем решить с ее помощью. Понятность / Непонятность Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Определенность (однозначность) /Многозначность Это свойство важно для восприятия и понимания человеком текстов, записанных на естественном языке.