Досуг как элемент здорового образа жизни: как правильно организовать свой режим дня ? Выполнили: учащиеся 6 в класса
Что такое свободное время? Как его интересно и полезно организовать для нас в этом непростом, быстром, динамичном мире?! Эта тема показалась нам интересной и значимой. Именно сейчас, в такое суматошное время, когда школьники загружены уроками, занятиями спортом, дополнительными кружками, факультативами, спецкурсами… Отдых просто необходим!
Именно в нашем возрасте эта проблема очень актуальна. Родители требуют хороших оценок, тренер – максимальной отдачи, репетитор – правильного произношения… А ведь хочется еще и погулять, пообщаться с друзьями, устроить свою личную жизнь…и просто весело и легко провести свободное время!
И учитывая повышенную эмоциональность нашего переходного возраста, в итоге мы получаем травмированную психику, снижение интеллектуальных способностей, потерю энтузиазма и инициативности, не говоря уже о нашем физическом состоянии. Такой ритм жизни не выдержит не то что школьник, а даже взрослый человек. Все это может привести к тяжёлому стрессовому состоянию. А дальше? Как выйти из этого состояния?
К сожалению, у подростков может возникнуть потребность в снятии стресса путем употребления психоактивных веществ. Для избежания такого трагического исхода в этот период учащимся просто необходим здоровый отдых. Именно поэтому мы выбрали тему исследования: «Досуг как элемент здорового образа жизни:как правильно организовать режим дня?», чтобы помочь нашим ровесникам научиться справляться со своими стрессами без вреда своему здоровью.
Провести анализ режима дня учащихся 6 в класса и разработать предложения по организации его, а также эффективной организации отдыха учащихся.
Предметом исследования является досуг как элемент здорового образа жизни, объектом – учащиеся гимназии 14.
Здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни или немощи. Бодрствование – активное состояние нервной системы, необходимое для адекватного взаимодействия организма с внешней средой.
Отдых – процесс восстановления работоспособности либо в состоянии покоя, либо при такой деятельности, которая снимает утомление. Различают два основных способов отдыха: 1. Активный отдых – отдых, связанный с изменением характера деятельности, которая снимает утомление. В основе лежит феномен, открытый И.М.Сеченовым, при котором деятельность одних нервных центров способствует устранению утомления в других. 2. Пассивный отдых – отдых, связанный с прекращением деятельности и пребыванием в условиях относительного покоя. Утомление – это временное снижение работоспособности под влиянием дополнительной нагрузки. Утомление возникает вследствие истощения ресурсов организма человека и в результате рассогласования в работе систем, обеспечивающих его жизнедеятельность.
Если же на утомление не обратить внимания вовремя, то утомление – физиологически обратимый процесс – перейдет в переутомление –патологическое состояние, которое требует лечения. Переутомление у школьников возникает после длительной и интенсивной нагрузки без достаточного отдыха, не снимается, а усугубляется попытками активного отдыха.
В исследовании принимали участия учащиеся 9Акласса. Было опрошено 22 респондента. Для проведения исследования была разработана анкета, которая приведена ниже. Анкета 1.«Устаете ли вы в школе?» 2.«Сколько времени в день в среднем вы тратите на домашнее задание?» 3.«Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?»
Результаты анкетирования На вопрос : « Устаете ли вы в школе ?»
Внимательно изучив результаты анкетирования, мы сделали общие выводы: 1. Учащиеся устают в школе в том случае, если они не соблюдают правила отдыха, и поэтому необходимы новые подходы к обучению и отдыху. 2. В большинстве своем старшеклассники на самом деле не отдыхают, а занимаются дополнительной деятельностью (спорт, дополнительное образование и т. д.). 3. Организация совместного отдыха с классом может не принести положительных результатов, так как большинство учащихся не заинтересованы проводить больше времени с классом, а этому могут быть две причины, либо они и так достаточно проводят времени вместе или в классе есть конфликтные ситуации, а проведение большего времени вместе может обострить трения.
Предложения по решению выдвинутой проблемы Для учителей-предметников и классных руководителей: Проведение разнообразных физ. минуток на уроках; Организация расслабляющих и повышающих настроение психологических игр. Для администрации школы: Выделение по возможности отдельных комнат, специально оборудованных для отдыха; Работа школьного радио и телевидения на переменах, что будет способствовать оперативному получению информации, повышению настроения и работоспособности.
Для родителей: Предъявление адекватных требований к успешности детей; Организация и проведение совместного отдыха; Осуществление контроля режима дня детей. Для учащихся: Разработка режима дня с учетом полученных знаний и его выполнение; Участие в планировании и организации активного отдыха в семье, классе и школе.