МБДОУ детский сад «Берёзка» основная образовательная программа дошкольного образования в контексте ФГОС ДО
В соответствие Законом «Об образовании в Российской Федерации» от г. 297 «содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно». Структура и соотношение частей образовательной программы определена в соответствии с нормами и положениями, установленными Федеральным государственным стандартом (Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 октября 2013 г "Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования"). Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
Содержание образовательной программы обеспечивает: сохранение и укрепление здоровья воспитанников; формирование у детей целостной картины мира; интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру; формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка; развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей
Категории детей, на которых ориентирована образовательная программа Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» осуществляет обучение, воспитание и развитие детей с 2 до 7 лет. В образовательном учреждении функционируют 13 групп. Направленность групп: 13 групп – общеразвивающие. Характеристика групп по наполняемости и однородности возрастного состава – группы одновозрастные.
Содержание основной общеобразовательной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» Основная цель Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображение и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование о первичных представлений о планете Земля как общий дом людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
Особенности реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Основная цель Освоение детьми первоначальных представление социального характера и включения их в систему социальных отношений Основные задачи психолого – педагогической работы по социально – коммуникативному развитию детей Развитие игровой деятельности Формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.) Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми(в том числе моральным) Формирование первичных гендерных представлений(о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях) Формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, делении семейных обязанностей, традициях и др) Формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём)
Основные направления реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Развитие игровой деятельности Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания
Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» Решение вышеназванных основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков) Задачи образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами Значительное место в реализации области занимают сюжетно – ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей
Образовательная область «Познавательное развитие» Основная цель Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей Задачи познавательного развития В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках Формирование о первичных представлений о планете Земля как общий дом людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов
Основные направления реализации образовательной области «Познавательное развитие» Развитие сенсорной культуры Развитие математических представлений Развитие кругозора и познавательно- исследовательской деятельности
Формы работы с детьми по познавательному развитию Сюжетная игра Рассматривание наблюдение Игра – экспериментирование Конструирование Исследовательская деятельность Развивающая игра Интегративная деятельность Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ Беседа Проблемная ситуация Проектная деятельность Создание коллекций
Образовательная область «Речевое развитие» Основная цель Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа Задачи речевого развития В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования Овладение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха
Основные направления работы по развитию речи детей в дошкольной организации
Методы развития речи Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) Словесные: Чтение и рассказывание художественных произведений Заучивание наизусть Пересказ Обобщающая беседа Рассказывание без опоры на наглядный материал Практические: Дидактические игры, игры – драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры
Образовательная область «Физическое развитие» Основная цель Гармоничное физическое развитие Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой Формирование основ здорового образа жизни Задачи Оздоровительные Охрана жизни и укрепления здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организма Всестороннее физическое совершенствование функций организма Повышение работоспособности и закаливания Образовательные Формирование двигательных умений и навыков Развитие физических качеств Овладение ребёнком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья Воспитательные Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями Разностороннее гармоничное развитие ребёнка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое)
Методы физического развития Наглядный Наглядно – зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры) Наглядно – слуховые приемы (музыка, песни) Тактильно – мышечные приемы ()непосредственная помощь воспитателя) Словесный Объяснения, пояснения, указания Подача команд, распоряжений сигналов Образный сюжетный рассказ, беседа Словесная инструкция Практический Построение упражнений без изменений и с изменениями Проведение упражнений в игровой форме Проведение упражнений в соревновательной форме
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Задачи: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Направления художественно-эстетического развития Приобщение к изобразительному искусству; Развитие изобразительной деятельности и детского творчества; Приобщение к музыкальному искусству; Развитие музыкально-художественной деятельности
Методы художественно-эстетического развития Наглядные - рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; - просмотр детских музыкальных фильмов; - наблюдения Словесные - беседы; - чтение художественной литературы Практические - продуктивная деятельность; - праздники, развлечения; - театрализованная деятельность - тематические досуги; - игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей
Взаимодействие с семьями воспитанников Основной целью установления взаимоотношений МБДОУ детский сад «Берёзка» и семьи является создание единого пространства, в котором всем участникам образовательного процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.
Принципы совместной деятельности: родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей; единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей; помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей; знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми; Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям: Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников. Практические занятия с родителями соответствуют образовательным целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.