1 МБДОУ ЦРР ДС 150 ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитатель первой квалификационной категории Кичёва Нина Григорьевна
2 Личностно-ориентированная технология- это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
3 Задачи: 1. Гуманистическая направленность содержания деятельности воспитателя. 2. Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов. 3. Приоритет личностных отношений. 4. Индивидуальный подход к воспитанникам.
4 1. Игры, занятия, спортивные досуги. 2. Упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность. 3. Упражнения, игры, гимнастика, массаж. 4. Изобразительны е игры.
5
6 Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками: собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям; знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них; привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;
7 Работая длительное время с детьми, я взяла за правило: не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор); мой голос не доминирует над голосами детей; приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы; служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.
8 В ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени; Не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, даю ему возможность заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям; Организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть; Вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания.
9 Помогаю наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога; Увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры; Проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей; Помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла; помогаю распределить роли.
10 предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре; время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках); поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.)
11 Формируя положительное отношение к сверстникам: собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям; привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю проявления сочувствия, сопереживания сверстникам; поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю условия для их принятия сверстниками; организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга; чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам взаимодействия.
12 Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности: - в ходе режимных моментов терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;
13 Чаще пользуюсь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением; порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к его личности; порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средств для исправления ошибок.
14 -создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий; -обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе; -побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми; -в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом. Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:
15 Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно- образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.