обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. ( п. 1.6.) оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. (п.1.7.)
взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей. -Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании по средством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. - Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечение непрерывности подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение) - Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье, подход к родителям как к активным субъектам образовательного процесса
приобщение к педагогическому процессу расширение сферы участия родителей в организации жизни ДОУ информационно – педагогические материалы, выставки детских работ объединение усилий в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка
Коллективные – общие и групповые родительские собрания, консультации, лекции, школа молодых родителей, педагогические кружки. Индивидуальные – консультации эпизодические и систематические, по запросам родителей, индивидуальные беседы. Наглядные – памятки, тематические выставки, папки- передвижки, ширмы, информационные стенды.
Информационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик» Познавательное – (родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии) Наглядно – информационное – (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты) Досуговое – (праздники, акции)
Традиционные формы Нетрадиционные формы Родительские собрания Консультации Анкетирование Утренники Дни открытых дверей Оформление информационных стендов Посещение семьи ребенка Информация о группе, детском саде на сайте в Интернете Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы Презентация группы Концерты Тематические досуги Оформление стенгазет и буклетов Групповые встречи – практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии, видео презентации Почта доверия Театрализованные представления для детей с участием родителей Нетрадиционные собрания
анализ педагогических ситуаций решение педагогических задач анализ собственной воспитательной деятельности метод домашних заданий игровое моделирование поведения
Автор «Детского календаря» - Доронова Т.Н., (программы дошкольного образования «Радуга» и «Из детства в отрочество») выступила с инициативой по созданию данного материала, предназначенного не для детского сада, а для семьи. Посмотреть и заказать: В нём столько же страниц, сколько дней в месяце, и взрослый, заинтересованный в развитии своего ребёнка, имеет возможность ежедневно отрывать по одному листку и заниматься с ним разными полезными делами. При этом взрослому нет нужды готовиться к совместной деятельности вместе с малышом. Всё что ему понадобиться, кроме календаря, это двое ножниц (для ребенка и для взрослого), клей (желательно жидкий, типа ПВА и клеящий карандаш), степлер под большие скобы. Мы не упоминаем такие материалы, как краски (акварельные и гуашь), карандаши, мелки и др. По нашему мнению, они должны быть в любой семье, где есть ребенок.
Текст и изображения в календаре нанесены с двух сторон. На одной стороне напечатано текстовое сопровождение, ориентированное в большей степени на родителей, с другой стороны – собственно задание для ребенка. Таким образом, материал является одноразовым.
«Вот какая мама, золотая прямо»«Наш любимый детский сад» «Овощные и фруктовые фантазии» «Куклы для театра ДОУ»
выступления детей, совместные игры и занятия, разыгрывание практических ситуаций… Главное – родители не зрители, а участники!
«Учимся лепить животных»«Что можно сделать из бумаги» «Самомассаж»«Дымковская роспись»
Нежелательные Замена их на желательные Я бы хотела… Вероятно, Вы об этом ещё не слышали… Мне представляется интересным то, что… Я пришла к выводу, что… Хоть Вам это и неизвестно… Вы, конечно, об этом ещё не знаете… Вы хотите… Вы, наверно, уже об этом слышали… Вам будет интересно узнать…. Думается, Ваша проблема заключается в том, что… Конечно, Вам уже известно... Как Вы знаете…
- Проявляйте взаимное уважение друг к другу. - Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей, помогайте им. - Привлекайте родителей к занимательным мероприятиям детского сада. - Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду. - Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется. - Говорите семьям о надеждах, возлагаемых воспитателями на родителей. - Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки. - Поддерживайте тесные контакты. - Высказывайте свою признательность им. - Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию. - Постарайтесь заинтересовать и привлечь всю семью. - Поощряйте посещаемость родительских собраний. - Сохраняйте конфиденциальность любой информации. - Обучайте навыкам сотрудничества. - Создавайте совместные развивающие занятия с родителями и детьми для укрепления их взаимопонимания.
1. Майер А.А., Довыдова О.И., Н.В.Воронина. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. //Приложение к журналу «Управление ДОУ», 2011 г. 2. Романова И. Развитие коммуникативно – речевых умений будущих педагогов. // Дошкольное воспитание г. - 6 – с. 82 – Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М.: Мозайка – Синтез, 2007 – 167 с. 4. Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: «Гном и Д», Роговин А. Хочу сделать сам. М.: Педагогика, Руденко И., Тумакова О., Курынова С. Портфолио дошкольника //Обруч. М.: 2000 г Свирская Л. Шпаргалки для родителей//Детский сад со всех сторон г. – 147 с. 8. Фесюкова Л. Искусство быть родителями. Х., Фолио, Хабибуллина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями. // Дошкольная педагогика 2007 г., с.