Создание условий для формирования активной гражданской позиции дошкольника (описание опыта работы)» Воспитатель МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко» Мокрецова Татьяна Евгеньевна I муниципальный конкурс-фестиваль «Педагогические надежды» Номинация «Современные подходы к формированию гражданской позиции детей дошкольного возраста»
Актуальность - Гражданское воспитание предполагает формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически гражданином своей страны - Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации системной и комплексной воспитательной работы в образовательном учреждении
Цель Задачи Определить и реализовать совокупность организационно- педагогических условий, способствующих формированию активной гражданской позиции дошкольника - Осуществить научный анализ литературы по проблеме воспитания гражданственности в дошкольном возрасте - Определить организационно-педагогические условия способствующие формированию активной гражданской позиции дошкольника - Провести комплекс мероприятий по формированию гражданственности у детей дошкольного возраста - Провести оценку сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста
Организационно-педагогические условия Программа МБДОУ Калининский детский сад «Солнышко» Комплексные занятия Самостоятельная деятельность дошкольников Совместная деятельность взрослых и дошкольников - Перспективные планы работы и тематическое планирование отражающие специфику работы по гражданскому воспитанию; - Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по вопросу воспитания гражданственности у дошкольника. - Родительские собрания (лекции, всеобуч и др.) - Познавательная и развивающая деятельность дошкольников с изобразительной, оздоровительной, творческой и экологической направленностью; - Дидактические игры; - Обсуждение ситуаций. - Подвижные игры; - Наблюдение за живой и неживой природой, познание окружающего мира (тематические экскурсии, походы и др.). - Общение, труд, праздники; -Акции («День добра», «Чистый дворик» и др.) - Участие в выставках и конкурсах и др. - Педагогический мониторинг уровня сформированности гражданственности у детей дошкольного возраста
Индивидуально-личностные качества и умения дошкольника - Любовь к родной земле, уважение к традициям в России, родном селе, её культуре и людям труда - Уважительное отношение к людям в общении с близкими и сверстниками, уверенность в себе, навыки успешного общения с окружающими - Познавательный интерес к народному творчеству, к родной природе, к окружающему миру - Эмоционально-положительное отношение к родному дому (семье), улице, селу, району, городу - Культура бережного отношения к природе и ко всему живому - Умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, творить красоту своими руками - Толерантное отношение к людям разных национальностей их традициям - Чувство ответственности и гордости за достижения родного края
Комплексные занятия
Мероприятия гражданской направленности Возложение цветов к памятнику воинам односельчанам, погибшим в годы ВОВ
Выставки
Экскурсии
Взаимодействие с родителями Формы работы - Информационно-аналитические: анкетирование, почтовый ящик вопросов и ответов - Наглядно-информационные: мини-библиотека, мини- выставки, информационные стенды - Познавательные: родительский всеобуч, экскурсии - Досуговые: праздники, совместные досуги, акции по уборке и облагораживанию территории детского сада, участие родителей в конкурсах, выставках
Взаимодействие с родителями
Результаты работы - Разработана и реализована система занятий по воспитанию гражданственности у детей младшего и старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ: «Я - гражданин России», «Мои права и обязанности», «Моя семья», «Все мы рядом живем» - Реализуется совместной план патриотической работы детский сад – школа - Изготовлены дидактические пособия для игр по патриотическому воспитанию: «Поле чудес», «Где мы были – мы расскажем», «Праздники малой родины» -Оформлены: альбомы: «Наше родное село», «Улицы нашего села», «Мой город», «Достопримечательности города», «Транспорт нашего города» папки – раскладушки: «Природа родного края», «Мое село - мой дом родной», «Наши первоцелинники» уголок по гражданскому воспитанию и наглядный материал краеведческого характера
Результаты мониторинга Рефлексия Дошкольники знают и могут -Назвать несколько российских городов - 65% - Рассказать о конкретных особенностях родного края, села - 75% - Название своей страны - 70% - Любят родную страну - 98%
Перспективы Провести: - Совместные акции с родителями «Чистый дворик», «День добра» - Лекцию для родителей в мультимедийном формате «Проблемы воспитания гражданственности у детей дошкольного возраста»
Спасибо за внимание