Употребление некоторых форм глагола 1.У глаголов убедить, очутиться, ощутить, приютиться, бороздить, победить, шелестеть, дерзить и некоторых других нет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол и глагольные формы Нормы образования и употребления.
Advertisements

Язык делового общения Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Деепричастия.
Всё о глаголе. Самостоятельная часть речи, времена глагола, спряжение, наклонение глагола, вид глагола, особые формы глагола. Что ты об этом знаешь ? (
Формы глагола. Неопределенная форма глагола. Доверять – несовершенный вид, 1 спряжение; Доверяться – несовершенный вид, 1 спряжение, возвратное; Доверить.
Деепричастие. Морфологические признаки деепричастия Деепричастие - это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делая? что сделав?, сохранят.
Употребление глаголов Образование форм глаголов. Ошибочными являются формы: 1 лицо, ед.число глаголов на чередующийся согласный: 1 лицо, ед.число глаголов.
П. Силикатный Многие люди не знают,что такое деепричастие. И мне захотелось найти о деепричастии информацию.
Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом,
Словообразование деепричастий. Закончи фразу 1.Деепричастие – это самостоятельная часть речи, 2. которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие.
Презентация на тему: Деепричастие Выполнила: Ученица 7«б» класса МОУ СОШ 1 Максименко Оксана.
Подготовка к ЕГЭ Часть 1. А 3. (Морфологические нормы) Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 2 г.о. Звенигород Кузьмина.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ ВЫПОЛНИЛА РАБОТУ: ученица 8 «б» класса Галоян Сатеник.
Морфологические нормы памятка для учащихся Подготовили : ученицы 10 класса Абайдулина Ф. Рахметова А.
МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
САМСОНОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ВСОШ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ Готовимся к ЕГЭ.
Русский язык Причастие и Деепричастие. Причастие – это... особая форма глагола, которая обозначает действие как признак предмета и отвечает на вопросы.
Деепричастие самостоятельная Часть речи Что делая? Что сделав? Как? Отвечает на вопрос Обозначает добавочное действие Грамматическое значение Свойства.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
Пример задания А4. Не рассчитывая на помощь, 1) меня начали покидать силы. 2) ученики самостоятельно справились с заданием. 3) самостоятельность очень.
Презентация по русскому языку на тему: «Причастие».
Транксрипт:

Употребление некоторых форм глагола 1. У глаголов убедить, очутиться, ощутить, приютиться, бороздить, победить, шелестеть, дерзить и некоторых других нет формы 1-лица единственного числа. (не говорят «победу») При необходимости употребить такие глаголы в этой форме их надо заменить описательными оборотами, например: Я могу (должен, надеюсь, хочу, обязан, стремлюсь, (не) в состоянии) убедить его или Мне (надо, нужно) его убедить. 2. Глаголы полоскать, плескать, колыхаться, колебать, рыскать, махать, хлестать, щипать, сыпать, трепать, глодать и некоторые другие имеют в настоящем времени двоякие формы: 1) с чередованием согласных в корне: полощут, плещут, машут и 2) без чередования: полоскают, плескают, колыхают. ! Формы с чередованием стилистически нейтральны, без чередования свойственны разговорной речи.

3. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь имеют следующие нормативные формы: выздоровеют, опостылеют, опротивеют. Глагол чтить имеет 2 нормативные формы: чтят и чтут. 4. У некоторых глаголов совершенного вида при образовании форм несовершенного вида наблюдается чередование о/а, например: выхлопотать- выхлопатывать, заморозить- замораживать, освоить -осваивать, оспорить – оспаривать и др. У ряда глаголов такого чередования не происходит: обеспокоить –обеспокоивать, опорочить – опорочивать, отсрочить- отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить- узаконивать. Часть глаголов имеют варианты с чередованием и без чередования: сосредоточить – сосредоточивать- сосредотачивать, обусловить –обусловливать – обуславливать, уполномочить- уполномочивать – уполномочивать и др. ! Формы без чередования свойственны письменной, книжной речи, формы с чередованием - устной, разговорной.

Запомни! Разговорными или разговорно- просторечными являются вторые варианты в парах: видеть-видать, увидеть – увидать, слышать – слыхать, услышать – услыхать, прочитать – прочесть, брезгать - брезговать, мучить – мучать, лазать – лазить, мерить – менять.

5. При употреблении возвратных глаголов следует учитывать возможность возникновения двусмысленности: Здесь собираются ветераны войны (непонятно :прибывают сами или их собирают). Возвратные глаголы лучше использовать тогда, когда на первый план выступает само действие ( независимо от производителя): Двери открываются и закрываются автоматически. ? Он, сидя на стуле, клевался носом. Нахватался верхушек, прочел книжонку – и задрал нос (Н. В. Гоголь). 6. При построении предложений нужно стремиться к тому чтобы не было разнобоя в формах времени и вида употребляемых глаголов. На заседании обсуждался ход семинарских занятий и рассматриваются вопросы проведения учебной работы. Чтобы правильно понять творчество автора, необходимо тщательно изучать его эпоху.

Ехай, ведь, ложь, ложи Ошибки! правильно Поезжай, клади

Проверим! Перепишите, ставя, где возможно, глаголы в форме 1 лица единственного числа. (Бояться), что если я не (успеть) подготовиться к конференции, то (очутиться) в неприятном положении. Я (уезжать) в Сочи, (надеяться), что на несколько дней (приютиться) у знакомых. Перепишите, ставя глаголы в нужной форме настоящего или будущего времени. (метаться) волны толпой разъяренной, (плескаться),( клокотать)и (стонать). Ветер чуть (колебать)листья. Укажите, правильно ли употреблены глаголы. Футбольное поле освещается мощными прожекторами. Во многих стихах поэта осмеиваются различные проявления мещанства. Ноздрев – большой любитель купить и менять свои вещи. Перепишите, вставляя буквы. Все мои силы сосредот… читались на устремлении к литературе (Фед.) Леса обусл….вливают климат.

Употребление некоторых форм причастий Действительные причастия обозначают признак того лица или предмета, который сам производит действие, например: девочка, читающая книгу (девочка сама читает). Страдательные причастия обозначают признак предмета, на который направлено действие, например, посеянные семена (кто- то посеял семена). ? Кукла, одевающая девочку. Березки, посадившие ребятами.

Употребление некоторых форм причастий 1. Некоторые глаголы на –сти(-сть) образуют вариантные формы дтп в :1) от основы настоящего (будущего) и 2) от основы прошедшего времени, например: забрести – забредший (и забривший), приобрести – приобретший (и приобретший). ! Формы причастий с д и т в корне свойственны строго нормированной речи, формы без д и т – речи разговорной и просторечной. Только от основы прошедшего времени (т.е без д и т) образуются дтп в от глаголов красть (кравший), сесть (севший), пасть(павший), класть (клавший). 2. Суффикс –ся обязательно должен сохраняться при образовании от возвратных глаголов дпнв и дтп в, например: трудиться –трудившийся. 3. От глаголов совершенного вида не образуются дпнв. (при едущие)

Проверим! От данных глаголов образуйте дтп в и составьте с ними предложения или словосочетания. Забрести, вести, прясть, изобрести, приобрести, подсесть, украсть, попасть. От данных в скобках глаголов образуйте дпнв и перепишите примеры, расставляя знаки препинания. В городе идет бой с упорно (оборонять, обороняться) противником. Батальон (оборонять, обороняться ) железнодорожный узел отбивает атаки врага. ? Откроющего, по строящие, про читающие, расцвевшей,

Употребление некоторых форм деепричастий 1. Деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –а/я, например: читая, рисуя, журча. 2. Деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида при помощи суффиксов -вши/ши/в, например: запершись, увлекши, сделавшись. Запомни! Быть –будучи, увидеть – увидя, увидев, заметить – заметив, заметя, проститься- простившись, простясь, прочесть – прочтя ! Играючи, крадучись, жалеючи, вышедши, обретши, заметя - устаревшие формы.

Употребление некоторых форм деепричастий У глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются : 1)от глаголов нач: стеречь, печь; 2)от глаголов на –нуть: стынуть, гаснуть, пахнуть; 3)от глаголов с основой настоящего времени на шипящий, который в основе прошедшего времени или инфинитива чередуется с з, д, с, х: резать(режут), глодать (гложут); 4)от глаголов с основой настоящего времени,состоящей из одних гласных: жать –жмут, мять - мнут; 5)от отдельных глаголов: бежать, лезть, хотеть, гнать, стыть.

Употребление некоторых форм деепричастий 1. Деепричастия несовершенного вида обозначают добавочное действие, одновременное с действием, выраженным глаголом- сказуемым, например: Вздыхают, жалуясь, басы (Исак.). Деепричастия совершенного вида обозначают добавочное действие, предшествующее действию, выраженному глаголом- сказуемым, например: Взревев, укатил грузовик(Наг.) 2. Деепричастие употребляется, как правило, в двусоставных предложениях. Глагол- сказуемое и деепричастие должны обозначать действие одного предмета Благоухая, сохли травы (Бун.). Деепричастия не употребляются в безличных предложениях. Неправильно построено предложение: Устав после занятий, мне не спалось. Однако в безличных предложениях возможно употребление деепричастий при инфинитиве, например : Не любя, невозможно понять жизни(М.Горький). 3. Нельзя допускать разнобоя в употреблении видов деепричастий. ? Читая любую статью и отметив нужный материал, я всегда делаю выписки.

Укажите ошибки при употреблении деепричастий. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои. Его охватило сильное беспокойство, получив письмо из деревни. Желая создать достоверный образ Петра I,писателем были тщательно изучены исторические документы. Девочка улыбнулась, поравнявшись с нами. Читая роман «Петр Первый», перед нами проходят правдивые картины той жизни.

Использованная литература 1.Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин Русский язык. Трудные вопросы морфологии классы.-2-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», Л.А.Чешко Русский язык для абитуриентов.-6-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2006.