«Дистанционная подготовка школьников к олимпиадам по информатике» Савченко Сергей Викторович, учитель информатики БОУ города Омска «Лицей 64»
Почему олимпиада по информатике – программирование? 1. Это единственный раздел предмета «Информатика», который позволяет решать задачи из любого раздела! 2. Решение задач на программирование позволяет осуществлять автоматическую проверку решений участников.
Что нужно знать/уметь школьнику, чтобы принимать участие в олимпиаде по информатике? 1. Основные конструкции языка программирования. 2. Некоторый набор алгоритмов. 3. Основы логики, системы счисления, арифметику.
Олимпиадная информатика – спорт!!! Чем выше уровень олимпиады, тем профессиональней спортсмены!!! Есть желание победить? Тогда – тренировки, тренировки, тренировки!!!
Смысл тренировок? 1. Только в процессе решения сложных задач, ученик понимает чего он не знает! 2. Только тренируясь с более сильными соперниками ты растешь профессионально! 3. Только изучая теоретические основы можно понять и выучить алгоритмы, необходимые для решения сложных задач!
Теории очень много…. С чего начать?
1. Целочисленная арифметика. Задачи на деление нацело и остаток от деления. Основы теории чисел. Бином Ньютона. Основы теории остатков. Системы счисления. Перевод чисел в разные системы счисления. Операции в разных системах счисления. 2. Логические операторы и условный оператор IF. Основы матлогики. Полное и неполное ветвление. Определение максимума. 3. Циклические операторы. Быстрое вычисление степеней числа. 4.Массивы. Ввод/вывод. Поиск. Бинарный поиск. Сортировка. Разные методы сортировки. Сложность алгоритма. Ограничения по памяти. 5. Двумерные массивы. Ввод/вывод. Обработка массива. По-строчная, по- столбцовая обработка х. Манипуляция с индексами элементов массива. 6.Строки. Основные операторы. Хэш-функция. Префикс-функция. 7. Типы данных с плавающей точкой. Точность вычислений. Погрешность. Округление. 8. Сложные структуры данных – стек, дек, очередь, список, куча, деревья. Реализация данных структур средствами языка программирования. 9.Графы. Способы представления. Основные алгоритмы на графах – алгоритмы Флойда, Дейкстры, DFS, BFS, Волновой алгоритм, топологическая сортировка. 10.Геометрия. Алгоритмы отношения примитивов – точка, отрезок, вектор, прямая, плоскость, окружность и т.д. Вычисление углов, площадей, объемов.
Как замотивировать школьника, чтобы он начал все это изучать и, чаще всего, самостоятельно, дистанционно? Несколько аргументов: 1. Чтобы получить диплом на олимпиаде и поступить в ВУЗ без экзаменов нужно войти в число призеров, а это примерно 30% лучших участников. То есть решивших более 50% всех заданий. А на ЕГЭ нужно решить все и получишь 100 баллов, но это не гарантирует поступление… 2. Программисты – одна из самых востребованных специальностей на ближайшие 20 лет, с высоким уровнем заработной платы. При этом работать можно где угодно
Примеры ресурсов, предоставляющих возможность регулярных тренировок и теоретических материалов:
Омский ресурс для проведения он-лайн соревнований
Дистанционная подготовка по информатике
Самый посещаемый контекст-сервер
Подборка ресурсов с теоретическими материалами:
Олимпиады: htmlhttp://neerc.ifmo.ru/school/ioip/index. html 5. phttp://neerc.secna.ru/school/index.ph p 6.
Спасибо за внимание. Контакты: