Методы самостоятельной работы с литературой. Оформление письменных ученических работ разных жанров
Виды записей Подчеркивания Выписки Цитаты Тезис План Конспект Доклад Аннотация Рецензия Реферат
Методика работы Составление плана, тезисов, конспекта, реферата, аннотации начинается с умения находить главное в тексте, отличать главное от второстепенного и делить текст на части. Не освоив эти элементарные операции, ученик не сможет овладеть и разнообразными видами переработки текста, а следовательно, не освоит и содержание текста.
Простейшие виды записей Подчеркивания Выписки Цитаты
Виды переработки текста Разные виды переработки текста рекомендуется изучать в сопоставлении: сначала составляется сложный план, затем на его основе производится сокращение текста (исключением второстепенных частей и сжатием самого текста); тезисы сопоставляются с планом того же текста, конспект с тезисами, тематический конспект с тезисами; тематический конспект или реферат составляется на основе выписок, конспектов и плана. Подобные сопоставления облегчают работу учащихся на начальном этапе, позволяют более четко разграничивать разные виды переработки текста.
План Основные компоненты содержания изучаемого текста, представленные в четких и кратких формулировках
Конспект Краткое связанное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста
Доклад Этапы подготовки доклада 1. Определение цели доклада. 2. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности. 3. Композиционное оформление доклада. 4.Заучивание, запоминание текста доклада.
Реферат Аналитический обзор, в котором обосновывается актуальность исследуемой темы, кратко излагаются и анализируются содержательные позиции изучаемых текстов, формулируются обобщения и выводы. Реферат, как и тезисы, конспект, аннотация, начинается с библиографического описания источников. Прежде чем составлять реферат, учащийся внимательно прочитывает соответствующую брошюру, книгу (или главу, часть), подборку статей, составляет план, определяющий структуру реферата. В нем должны быть: вступление; основное содержание источника (или источников), логически упорядоченное, расположенное в строгой последовательности, без повторов и необоснованных логических скачков от одной мысли к другой; заключение, выводы.
Рецензия В рецензии должна быть основная мысль: что ученик считает главным, самым важным в произведении, которое он рецензирует. В начале или в конце ее обычно показывается значение рецензируемой книги, статьи, кинофильма и т. п.