Использование неологизмов в СМИ
« Русский язык необыкновенно богат»(В.Белинский). «Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А. Куприн).
Цель моей исследовательской работы: исследование использования неологизмов в СМИ.
Задачи: изучить теоретический материал по теме «Неологизмы» исследовать средства массовой информации, так как в них постоянно появляются новые слова (газеты «АИФ в Удмуртии», «Комсомольская правда», «День», журнал «Деловой квадрат») выявить признаки газетных неологизмов
провести среди учащихся 6-7 классов опрос на тему: «Нужны ли неологизмы в современном русском языке?» исследовать лексическое значение неологизмов
Объект исследования: неологизмы Предмет исследования: Использование неологизмов в СМИ
Методы исследования: сплошная выборка социологический опрос среди учащихся 6-7 классов сопоставительный анализ
Что такое неологизмы ? Неологизмы происходят от двух греческих слов: «neos» - новый «logos» - слово Неологизм - слово, значение слова или словосочетание, недавно появившееся в языке (новообразованное, отсутствовавшее ранее).
Способы создания неологизмов: Словообразовательная деривация образование новых слов из существующих в языке морфем по известным моделям, то есть по образцу уже существующих в языке слов Семантическая деривация развитие в уже существующем слове нового, вторичного значения на основе сходства вновь обозначаемого явления с явлением уже известным Заимствование слов из других языков
Начиная с эпохи Петра I,который ориентировался на западную культуру, что вызвало проникновение в него многочисленных заимствований из западноевропейских языков
Тенденции к «американизации» митинг, инфляция, импорт, интервью, доллар, вокзал, комбайн, магнитофон, шампунь, капрон, шорты, джинсы, капрон, кекс, крекер и другие.
Классификация неологизмов: В зависимости от способов образования : Лексические - создаются по продуктивным моделям или заимствуются из других языков ( спецназ, ОМОН, демо росс, видео бар) Семантические - возникают в результате присвоения новых значений уже известным словам (челнок - мелкий торговец импортными товарами, привозящий их из- за рубежа)
Классификация неологизмов: В зависимости от условий создания неологизмы делятся на: Анонимные - возникновение которых не связывается с именем их создателя Индивидуально-авторские - неологизмы, введенные в употребление конкретными авторами
Классификация неологизмов: В зависимости от целей создания: Номинативные - выполняют в языке номинативную функцию, прямо называя понятия (пульсар - устройство электронного зажигания, используемое автомобилистами)
Стилистические - дают образную характеристику предметам, которые уже имеют названия(прихватизация, совки)
Классификация неологизмов: В зависимости от того, входят ли неологизмы в язык или являются лишь фактами речи: Языковые (общенародные) неологизмы(подписант) Окказиональные (от лат. occasionalis - случайный) неологизмы(распакетить пакеты)
Проанализируем СМИ Газета «Аргументы и факты в Удмуртии» Журнал «Деловой квадрат» Газета «День» Газета «Комсомольская правда»
Доминируют группы существительных с суффиксом : - инг : боулинг, роуминг, лифтинг. - ер : постер, ростер, байкер, брокер и другие.
Неологизмы, не имеющие синонимов, можно разделить на 3 группы: слова термины: оффшор, (оффшор), демпинг, роуминг названия некоторых бытовых предметов: миксер,тостер спортивные термины : боулинг, дайвинг.
Неологизмы, имеющие синонимы, можно разделить на 4 группы: Названия некоторых явлений в музыкальной культуре(хит, сингл) Названия профессий(секьюрити) Термины, употребляемые в косметологии(лифтинг, пилинг) Англицизмы(ланч, секонд-хенд)
Анкетирование «Нужны ли неологизмы в современном русском языке ?»
Неологизмы не нужны: 5 человек (9%) Не надо забывать старые слова – 3 чел. Не надо засорять свою речь – 2 чел.
Выводы: В СМИ действительно используются неологизмы Все неологизмы, которые встречаются в СМИ, делятся на 2 большие группы: Неологизмы, имеющие синонимы в русском языке Неологизмы, не имеющие синонимов в русском языке
Неологизмы, не имеющие синонимов, можно разделить на 3 группы: Слова-термины Название некоторых бытовых предметов Спортивные термины, названия некоторых игр, видов спорта
Неологизмы, имеющие синонимы, можно разделить на 4 группы: Названия некоторых явлений в музыкальной культуре Названия профессий Термины, употребляемые в косметологии Англицизмы
В неологизмах доминирует группа существительных с суффиксами – инг, - ер. Неологизмы нужны для пополнения, обновления русского языка и для того, чтобы люди лучше понимали друг друга.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это наше достояние, переданное нам нашими предшественниками» Тургенев И.С.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!