МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (из опыта работы)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Advertisements

Презентация к занятию по развитию речи (средняя группа) по теме: презентация: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности
Творческий отчёт воспитателя МДОУ 162 Решоткиной Любови Евгеньевны Место работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 162 – детский сад.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» Подготовила заместитель заведующей по УВР Шадрина Наталья Геннадьевна МКДОУ «Детский сад 1 общеразвивающего.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно- гигиенических.
Государственная бюджетная образовательное учреждение Краснодарского края ККИДППО. Проектная работа в рамках курсов повышения квалификации ГБС(К)ОУ VIII.
Программа и методические рекомендации по обучению детей татарскому языку в дошкольных образовательных учреждениях предназначены воспитателям дошкольных.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ.
Задачи развития речи детей раннего возраста в ГКП ЦИПР: развитие понимания речи – необходимо побуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи,
Творческий отчёт по теме: «Умственное развитие дошкольниками средствами природы» Целовальникова Марина Дмитриевна Место работы: Муниципальное дошкольное.
Дидактическая игра как средство развития речи детей Мамонтова О.Н., воспитатель МБДОУ детский сад 59 города Белово.
Воспитатель : Лапоногова Ольга Анатольевна МКДОУ – детский сад «Солнышко» п.Октябрьский 2014 г.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Вознесенский детский сад «Рассказ о нас »
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 7» комбинированного вида , Воронежская область, город Лиски, ул. Островского,
Проект: Проект: «Юный скульптор» Лепка из солёного теста учитель-логопед: Шматова Т.М. МБДОУ ДС 3 «Вишенка»
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Проект по окружающему миру (младшая группа) на тему: ПРОЕКТ по теме: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)
Творческий проект На тему Путешествие в волшебный мир воды Выполнили воспитатели: Романова Л.Д. Худякова Н.В.
Опыт связан с системой занятий с детьми, в ходе которых используются эффективные методы и приёмы, способствующие формированию связной речи.
Транксрипт:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ТАТАРСКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ (из опыта работы)

Автор – составитель: Шакирова Р.И. Учитель-логопед первой квалификационной категории детского сада 33 Кировского района г. Казани

МАДОУ 33 Кировского района г. Казани Адрес: г. Казань Поселок Залесный Остановка «Ремплер»

Педагогический состав – 18 человек: 12 воспитателей и 6 специалистов. Здесь работают опытные педагоги, имеющие большой стаж работы, любящие свое дело и детей.

Методы и формы работы педагогов совершенствуются, внедряются новые: деловые игры; дискуссии; творческие отчеты. Все это способствует повышению мастерства педагогов, организации педагогических экспериментов и распространению опыта.

Функционирует 6 групп. Из них: 1 –ясельная (от 1,5 до 3 лет); 5 – дошкольных ( от 3 до 7 лет). 1 группа – с обучением и воспитанием на двух государственных языках. 2 группы – логопедические.

МАДОУ 33 избрало для себя следующие приоритетные направления в работе: 1. Оздоровление детей. 2. Коррекция речи детей.

«Проблема билингвизма в нашей стране остается важнейшей, серьезной и еще более значимой в наши дни. Многие территории России выбирают в качестве нормы общения – Двуязычие. А это значит, что и национальный, и русский языки должны быть развиты в высокой степени у всего населения…»

Организация Двуязычных дошкольных учреждений – эти вопросы актуальны и жизненно важны для современной системы дошкольного воспитания. Педагогам уже давно приходится решать проблемы координации 2-х или нескольких языков в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Нужен комплексный подход к решению проблемы раннего билингвизма.

Данный материал предназначается для логопедов, для воспитателей по обучению татарскому языку и воспитателей логопедических групп в детских садах, для родителей.

Рассматривается совместная работа логопеда и воспитателя по обучению татарскому языку в условиях двуязычия; даны методические рекомендации по формированию предметного словаря у детей с общим недоразвитием, представлен практический материал из опыта работы.

Учитель - логопед Шакирова Резеда Ильдусовна Шакирова Резеда Ильдусовна Образование высшее Образование высшее Ленинградский государственный университет Ленинградский государственный университет Казанский финансово- экономический институт Казанский финансово- экономический институт Педагогический стаж – 18 лет Педагогический стаж – 18 лет Логопедический стаж – 15 лет Логопедический стаж – 15 лет 1 квалификационная группа 1 квалификационная группа Проблема над которой работает: Проблема над которой работает: «Рост качества формирования предметного словаря и словообразования у детей в условиях билингвизма.» «Рост качества формирования предметного словаря и словообразования у детей в условиях билингвизма.»

Логопедический класс

Творческая лаборатория

Сенсорно-моторная зона

Воспитатель татарского языка Зиннатова Аниса Тимергалиевна Образование средне- специальное Арское педагогическое училище Стаж работы – 24 года 1 квалификационная категория Методическая работа, над которой работает: «Играя – учимся татарскому языку»

КАБИНЕТ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим его научить читать и писать…, правильно говорить и мыслить.» В.А.Сухомлинский

Совместная работа логопеда и воспитателя по обучению татарскому языку в ДОУ предполагает планирование в начале учебного года изучения лексических тем.

Эффективным и результативным было изучение каждой темы примерно в одно время. Параллельное изучение лексических тем с разницей во времени не более 1-2 недели.

Планирование совместной работы

Планы логопеда

Планы учителя татарского языка

Логопедом и воспитателем по обучению татарскому языку были согласованы общие методы и приемы, используемые в работе.

ОБЩИЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Создание игровой ситуации; Создание игровой ситуации; Наглядность; Наглядность; Использование на занятиях художественной литературы (фольклор, потешки, загадки, сказки); Использование на занятиях художественной литературы (фольклор, потешки, загадки, сказки); Использование песен, музыки, Использование песен, музыки, Использование физкультминуток, логоритмических упражнений. Использование физкультминуток, логоритмических упражнений. В результате занятия проводились эмоционально, что раскрывало внутренний потенциал ребенка. В результате занятия проводились эмоционально, что раскрывало внутренний потенциал ребенка.

На начальном этапе работы стимулирование развития речи достигалось через развитие мелкой моторики рук. Логопед, воспитатели логогрупп, воспитатель по обучению татарскому языку регулярно применяли игры по сенсорно- моторному развитию.

Развитие мелкой моторики рук

В кабинете татарского языка дети любят выкладывать из бисера и природного материала татарский орнамент, нанизывать бусы.

Развитие мелкой моторики рук

Сенсорно-моторное развитие

Развитие памяти, внимания, мышления и усидчивости

Логопед активно использует на занятиях речевые упражнения для пальчиков; дети любят учить стихи к ним. Воспитателем по обучению татарскому языку были переведены стихи к пальчиковым упражнениям на татарский язык и применялись на занятиях.

Использование в совместной работе логопеда и учителя татарскому языку упражнений для пальчиков

Речевые упражнения для пальчиков

Самое главное для детей в старшей логопедической группе – развитие правильного звукопроизношения. Воспитателем по обучению татарскому языку была переведена «Сказка о Веселом Язычке» и часто применялась на занятиях.

Сказка о веселом язычке

Закрепление материала вечером с воспитателем перед зеркалом

Широко применялись логопедом и воспитателем по обучению татарскому языку звуковые картинки-символы (по М.Ф. Фомичевой «Звуковые картинки- символы»).

Звуковые картинки-символы

Для сознательно-сопоставительного метода, доминирующего в ДОУ, характерны следующие методические принципы: коммуникативной (речевой) направленности, ориентации на родной язык ребенка, параллельного и взаимосвязанного обучения устной речи; опоры на языковой опыт. В преподавании второго языка важно предварительно провести межъязыковое сопоставление.

2 АЛФАВИТА

Практическая работа с детьми старшей логопедической группы по обобщению и активизации словаря. Метод сопоставления на практике.

Расширение запаса слов у детей – одна из наиболее важных задач воспитания и обучения. Чем богаче словарь ребенка, тем лучше развита его речь.

Для словарной работы использовали различные методы и приемы:

Наглядные (наблюдения, демонстрация фильмов, иллюстрации, игры, рассматривание картин, игрушек, наглядный материал и т.д.)

Наглядный материал

Словесные (чтение и пересказ литературных произведений, заучивание их наизусть, составление детьми загадок и т.д.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ

Игровые (словесные игры и упражнения – на занятиях, на прогулках, наблюдение)

Закрепление речевого материала легче и интереснее в игре

Работа с родителями. Использовался логопедом и воспитателем татарскому языку картинный словарь- слайд. Детьми составлялись альбомы дома с родителями (по лексическим темам).

РАБОТА СО СЛОВАРЕМ ДЕТЕЙ

Итоги, результаты совместной работы логопеда и воспитателя по обучению татарскому языку.

Итоги работы

Диаграмма Увеличение предметного словаря

Опубликованы 2 книги, где педагоги поделились своим опытом работы по проблеме двуязычия.

Опубликованные книги

Предложенная систематизированная организация обучения представляет большой интерес, так как применены и доказаны на практике эффективные способы увеличения предметного словаря у детей-логопедов в условиях двуязычия.

В процессе коррекционной работы были использованы современные приемы и методы, широко использовались игровые ситуации, опора на личный опыт.

Логопедический выпуск

Библиография Ахметгалиева Я.С. «Ошибки учащихся татар в русском произношении», Казань, Татарское книжное издательство, 1975 г. Газизов Р.С. «Сопоставительная грамматика татарского и русского языков», Казань, 1978 г. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и др., «Логопедия», Екатеринбург, 1998 г. Демичев Т.Б., Чиркина Г.В., «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста», Минобразования РСФСР, М., 1991 г. Эльконин, Психология обучения младших дошкольников», М., 1972 г.