Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
Эксперимент Это метод исследования, который заключается в активной теоретико-практической деятельности экспериментатора, преобразующего ситуацию для изучения объекта Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; Вообще опыт, попытка осуществить что-либо.
Эксперимент Переводится с греческого как «проба, опыт». В самом общем виде эксперимент - это способ материального воздействия человека на объект с целью исследования этого объекта, познания его свойств, связей и т. д.
Технология детского экспериментирования В ДОУ можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта. Реализация данной технологии предполагает использование исследовательского и деятельностного подходов.
Исследовательский подход лежит в основе обучения, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени, организованного педагогом.
Деятельностный подход Объясняет процесс активного исследовательского усвоения социального опыта посредством мотивационного, целенаправленного решения проблем.
Цель: создание условий для осуществления детского экспериментирования.
Задачи: 1. Учить детей выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить, предлагать возможные решения, проверять эти возможные решения практическим путем. 2. Учить детей проверять возможные решения экспериментальным путем. 3. Учить детей делать выводы, в соответствии с результатами эксперимента или опыта, обобщать и анализировать их. 4. Учить детей выделять существенные признаки и связи предметов и явлений, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и строить предположения. 5. Развивать у детей умение отбирать средства и материалы для экспериментальной деятельности. 6. Развивать у детей умение фиксировать этапы действий, действовать в соответствии с алгоритмом.
Принципы Принцип, стимулирующий экспериментальную деятельность старшего дошкольника. Стимулирующими факторами является ситуация выбора, проблемность. Принцип свободы и самостоятельности. Предоставление ребенку самостоятельного определения отношения к среде, самостоятельного исследо-вания, выбора цели и применения результата. Принцип активности. Позволяет воссоздавать детям взрослые формы деятельности (эксперимент, опыт).
Алгоритм реализациии технологии детского экспериментирования Этапы реализации Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемый результат
Этапы реализациии Подготовительный этап Этап планирования экспериментальной деятельности Этап коррекции проблемы Практический этап детского экспериментирования Заключительный этап
Мотивационная характеристика технологии детского экспериментирования Проблемная мотивация Постановка задач для детей, побуждение к самостоятельным выдвижениям гипотезы эксперимента или опыта Соблюдение всех этапов алгоритма Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка
Методы методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности детей методы организации и осуществления познавательных действий. методы организации контроля и самоконтроля эффективности экспериментальной деятельности детей
« Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» ( Р.Эмерсон).
Спасибо за внимание!