Дислалия и дизартрия. Подготовила: учитель-логопед Хасанова Гульсасак Юмагужовна МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Наибольшую сложность при проведении дифференциальной диагностики, по общему мнению многих исследователей, представляет разграничение стертой псевдобульбарной.
Advertisements

Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
Презентация по логопедии по теме: Дислалия
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата Речевые нарушения Дизартрии Артикуляторные.
Занятия с логопедом. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка. Непременным условием нормального развития речи является своевременное.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
(греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) -вид медико-педагогической помощи, оказываемой лицам, страдающим расстройствами речи функционального.
Дислалия Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими различные речевые патологии Учитель-логопед МБДОУ детский сад комбинированного вида 59» Ягодка»
Дети с тяжелыми нарушениями речи. Речь ребенка формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры.
Изучением особенностей формирования речи детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Е.М. Мастюкова, Т.А.Ткаченко,
Учитель – логопед: Метельская Елена Михайловна МБДОУ 41 «Рябинушка»
Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей группе.
Формирование правильного звукопроизно шения. Воспитание культуры речевого общения. о бразовательные : воспитательные: коррекционные: 1. Развитие фонематического.
ЛОГОПЕДИЯ – специалист по работе с лицами, имеющими нарушения речи ДОШКОЛЬНАЯ ДЕФЕКТОЛОГИЯ – специалист по работе с дошкольниками, имеющими отклонения.
Транксрипт:

Дискалия и дизартрия. Подготовила: учитель-логопед Хасанова Гульсасак Юмагужовна МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»

Нарушение (дефект) речи - стойкое отклонение в речи от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.

Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться: 1. в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»), 2. замене одного звука другим («рыба» вместо «рыба»), 3. дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)

В зависимости от причин, которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы: дисккалия и дизартрия.

Дискалия (диск – нарушение, калия - речь) – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дискалия. Механическая - связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца Функциональная - не связанная с подобными повреждениям и).

Неправильное строение челюстей (неправильный прикус) Неправильное строение зубов Неправильное строение нёба (слишком высокое, низкое, расщелина) Неправильное строение языка (слишком массивный, слишком маленький) Укороченность подъязычной связки Нарушения в строении артикуляционного аппарата:

При своевременно оказанной логопедической помощи, дисккалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.

Дизартрия – это нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).

Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих, как «каша во рту».

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: У соматически ослабленных детей. Органики нет. Дизартрия: Связана с поражением центральной нервной системы.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Неврологическ ая симптоматика отсутствует. Дизартрия: Ярко выражена асимметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое приоткрыт из-за пореза губ; сглаженность носогубных складок.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Дизартрия : Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко; внешне ребенок опрятен. Дизартрия: Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом, ребенок неопрятен.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный Дизартрия: Наряду со звукопроизношение м страдает просодика; поставленные звуки автоматизируются с трудом.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Голос звонкий, громкий, богато модулированный. Дизартрия: Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Диафрагмально- речевое дыхание в норме. Дизартрия: Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально- речевое – не сформировано.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Речевая активность повышена. К своему дефекту ребенок критичен. Дизартрия Речевая активность снижена. К дефекту относится безразлично.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается ЗПР.Ребенок активен, подвижен, занимается охотно, без особого труда переключается с одного вида деятельности на другой. Дизартрия: Память снижена, кратковременна; внимание неустойчивое; низкая работоспособность; интеллект часто снижен (ЗПР, олигофрения). Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.

Сравнительная характеристика дисклалии и дизартрии. Дискалия: В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное. Дизартрия: Поведение неровное, часты перепады настроения.

Таким образом, дизартрия более сложное и стойкое нарушение речи, требующее помощи и психологической поддержки. У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее, чем у детей.

Дифференциальная диагностика. Отграничение дизартрии от дисклалии проводится на основе выделения синдромов артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств.

Дифференциальная диагностика. И при дисклалии, и при дизартрии нарушено звукопроизношение. Но при дизартрии наблюдается органическое поражение ЦНС (и как следствие расстройство просодической стороны речи), а при дисклалии речевые центры не поражены, и нарушение звукопроизношения связано с неправильным артикуляционным укладом.

Дифференциальная диагностика. При отграничении дизартрии от дисклалии важно также учесть данные неврологического обследования и особенности анамнеза.

Направления логопедической работы при механической дисклалии: 1. Подготовка артикуляционного аппарата. 2. Постановка и автоматизация звуков.

Направления логопедической работы при функциональной дисклалии: 1. Подготовка артикуляционного аппарата 2. Постановка и автоматизация звуков 3. Формирование фонематических процессов (развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков, фонемный анализ и синтез, определение последовательности звуков в слове)

Развитие общей и мелкой моторики Нормализация речевой моторики - специфическая артикуляционная гимнастика, логопедический массаж Подготовка артикуляционного аппарата Постановка и автоматизация звуков Формирование фонематических процессов Уточнение и обогащение словаря Нормализация ГСР Развитие связной речи Направления логопедической работы при дизартрии:

- нормализацией мышечного тонуса, - развитием общей моторики и мелкой моторики, подготовкой руки к письму, - развитием мимической мускулатуры, - развитием артикуляционной моторики, - развитием голоса и дыхания, - коррекцией звукопроизношения, - развитием фонематических процессов, - расширением словарного запаса, формированием ГСР, - формированием связной речи, - развитием психических процессов, составляющих психологическую базу речи, - подготовкой к обучению грамоте. Таким образом, с дизартриком необходимо работать над:

Решение этих задач помогает восстановить речь детей и подготовить их к обучению в школе.

Т.к. причиной речевых нарушений при дизартрии является органическое поражение ЦНС, коррекционная работа должна содержать в себе и медицинскую помощь.

Медикаментозное лечение проводится по следующим направлениям: а) нормализация мышечного тонуса, б) нормализация мышечного обмена, в) нормализация проводимости импульсов в нервном волокне, г) нормализация деятельности коры головного мозга, д) нормализация обменных процессов в коре головного мозга. Все мероприятия по этим направлениям назначает невропатолог.

В комплекс входят - лечение медикаментозными средствами, - физиотерапевтические процедуры, - водные процедуры, -аппликации парафиновые, - электрофорез, - синусоидальные токи, - массаж общий и вертебральный, - ЛФК.

Дефекты речи, возникшие на органической основе, отличаются особой стойкостью. Стремление устранить их только в процессе логопедических занятий приносит лишь частичный успех, так как при этом остается без изменения патологическая основа, на которой они развивались.