Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна Юрьевна, Маленьких Анастасия Викторовна ГО Красноуфимск, 2014
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы. Социализация это процесс получения ребёнком навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе. Цель педагога: создание условий индивидуализации и социализации образовательных отношений, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности и инициативности.
Задачи педагога: -формировать у детей адекватные представления о взаимосвязях в системе «человек-окружающий мир» и в самом окружающем мире, базирующихся на общечеловеческих принципах; -формировать у ребенка ценностное отношение к окружающему миру, определяющему характер целей взаимодействия с ним, мотивов, готовности выбирать те или иные стратегии поведения с точки зрения нравственной целесообразности и его пониманий, принятий; -формировать систему умений и навыков, стратегий ценностного взаимодействия с миром; -стимулировать творческое проявление себя миру и познание мира через креативные способы освоения окружающей действительности посредством развития активности в актуальных видах детской деятельности; -своевременно выявлять, поддерживать и развивать детские способности, детские интересы; -формирование и развитие у дошкольников качеств личности, обеспечивающих возможность социального самоопределения ребенка, самостоятельности в планировании и реализации своих замыслов ребенком, инициативности; -развивать условий для социализации и индивидуализации детей.
Условия для осуществления индивидуализации и социализации: 1) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора ребенком деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия ребенком решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) ; 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально- культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности - зона ближайшего развития каждого ребенка, через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи; 6) организация педагогического пространства ДОУ. Воспитателю необходимо расширять у детей необходимые знания, актуализировать их личный опыт, создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.
Заслуживает внимания опыт создания «центров развития» на базе одной или нескольких рядом расположенных дошкольных образовательных организаций: центр художественно-речевой деятельности (библиотека); центр изобразительной и конструктивной деятельности (Дом творчества\6 кружки «Природа и фантазия», «Вдохновение»); центр музыкальной и театральной деятельности (Дом культуры: показ м/ф, спектаклей, театральных постановок); центр игровой деятельности (ДОУ: все виды игр); центр исследовательской деятельности (ДОУ: предметно-развивающая среда центра экспериментирования); центр продуктивных художественно-творческих видов деятельности (ДОУ: кружок по изодеятельности).
Социальные партнеры:
Библиотека
Дворец творчества детей и молодежи
Дом культуры
Пожарная часть
Музей Земской медицины
Экскурсии