ГБОУ СПО МО «Московский областной государственный колледж технологий, экономики и предпринимательства» г. Лыткарино «Формирование общих компетенций с использованием методики организации многократного выполнения студентами деятельности, указанной в цели по развитию» Рубцова Ольга Михайловна, преподаватель физики
Компетенции Цель деятельности Планирование действий Методика Ситуации
Формирование общих компетенций на уроках физики: 1. Обучение студентов формулированию целей своей деятельности 2. Обучение студентов планированию своих действий по достижению поставленной цели Методика организации многократного выполнения студентами деятельности, указанной в цели по развитию
Тема урока: Фотоэффект. Фотоны и их характеристики. Вид урока: комбинированный урок. Цели урока: Образовательная: получить студентов, знающих о том, что фотоэффект - это физическое явление вырывания электронов из вещества под действием света (излучений); виды фотоэффекта: внешний и внутренний; фотоны – частицы света; скорость фотона в вакууме – км/с; фотоны – нейтральные частицы, фотоны в покое не существует. Развивающая: получить студентов, умеющих распознавать фотоэффект. Воспитательная: Получить студентов, убежденных в том, что научные знания о фотоэффекте, видах фотоэффекта позволяют ориентироваться в окружающем мире и создавать определенные конкретные ситуации.
Этап 3 Введение нового материала
Этап 4. Организация многократного выполнения студентами деятельности (тренировка распознавания фотоэффекта)
Задание: Распознать ситуации фотоэффекта Мои действия по достижению цели Результат выполнения действия 1. Уточнить цель деятельности: а) выделить в формулировке цели конечный продукт; б) выделить термин, которым описываются свойства конечного продукта; в) определить этот термин; г) сформулировать уточнённую цель, заменив в формулировке задания термин его определением 2. Составить систему действий по достижению уточнённой цели: а) выделить признаки понятия; б) установить вид связи между признаками (конъюнктивная или дизъюнктивная); в) установить, обладает ли этими признаками заданная конкретная ситуация; г) сформулировать вывод. Планирование действий по достижению целей, побуждающих к деятельностям, адекватным знаниям С 1. а) Ситуация. С 2. б) Фотоэффект. С 3. в).Фотоэффект - это физическое явление вырывания электронов из вещества под действием света. С 4. г)Распознать ситуации, в которых происходит вырывание электронов из вещества под действием света. а) С 5. Появляется ток. С 6. Не всегда появляется ток. С 7. Должен присутствовать источник света и вещество. С 8. Тело может стать нейтральным. б) связь между признаками – дизъюнктивная. в) Установить: указан ли в ситуации источник света (излучения), вещество; возник ли электрический ток г) Если ситуация обладает этими признаками, говорю: «Да, есть фотоэффект». Если ситуация не обладает этими признаками – говорю: «Нет». Если не ясно, то говорю: «Не могу дать определённый ответ».
Распад нейтральных атомов или молекул газа на положительные ионы и электроны путем отрыва электронов от атомов при нагревании. 5 6 Разложение света в спектр при преломлении в призме довольно распространенная тема в изобразительном искусстве 7 Студент перепрыгнул через световой луч турникета в метро и поторопился к эскалатору. 8 Устройство, которое превращает энергию световой волны в энергию электрического тока. 9 Свет от лампы концентрируется на звуковой дорожке кинопленки, в том месте, где нанесена оптическая запись. Чем больше света проходит через дорожку, тем громче звук в динамике. 10 Оторванные от своих атомов или молекул электроны остаются внутри освещаемого вещества в качестве свободных. 11 В рентгеновской трубке электроны испарялись с поверхности нагретого металла в вакуум. 12 Во время движения транспортера детали пересекают луч света, при этом срабатывает реле и замыкается электрическая цепь с электромагнитным счетчиком. Ситуации Задание: Распознать ситуации фотоэффекта
Объяснить письменно ситуацию 5 физическим языком!
Практическая работа «Технические устройства, основанные на использовании фотоэффекта» Практическое применение фотоэлементов: 1. Автоматические счетчики 2. Станки с ЧПУ 3. Турникеты в метро 4. Солнечные батареи на электромобиле Проявление фотоэффекта в природе: 1. Выцветание краски 2. Фотосинтез 3. Загар 4.Фотография
Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках физики С.В. Анофрикова. – М. : Педагогический университет «Первое сентября» Спасибо за внимание!