Приёмы определения акцентуации у подростков и способы взаимодействия с ними
Акцентуация Это «чрезмерная выраженность отдельных черт характера»
Гипертимическая Главная их черта почти всегда очень хорошее настроение. Лишь изредка и ненадолго эта солнечность омрачается вспышками раздражения, гнева, агрессии. Они всегда устремляются туда, где «кипит жизнь». Взгляд на собственное будущее, как правило, полон оптимизма, даже если для этого нет особых оснований.
Способы взаимодействия Стиль взаимодействия с ними – мягкий, но настойчивый контроль. В подростковом возрасте рекомендуется вовлечение в социальные группы (предпочтительно спортивные секции). Формировать умение объективно оценивать свои возможности.
Циклотимическая С наступлением пубертатного периода возникает первая суп депрессивная фаза. То, что раньше давалось легко, теперь требует неимоверных усилий. Созвучно настроению все приобретает пессимистическую окраску. На замечания и укоры нередко отвечают раздраженно, порой грубостью и гневом, но в глубине души впадая в еще большее уныние.
Способы взаимодействия Спортивные секции, особенно плавание. При общении делать акцент на положительные моменты.
Тревожный тип Основная черта – склонность к отрицательным эмоциям, повышенная робость и пугливость. В подростковом возрасте эти черты заостряются, на первое место выходят повышенная утомляемость, раздражительность. Возможны состояния аффекта с последующим раскаянием. Увлечения носят интеллектуальный характер.
Способы взаимодействия Интеллектуальные занятия, не вызывающие ситуаций сравнения и жёстких требований.
Возбудимая Таким людям свойственны повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Раздражительно, постоянно избегают трудностей, часто впадают в гнев и ярость. В подростковом периоде затягивается процесс социализации. Основное увлечение – получение информации, которая не требует осмысления. Собственных убеждений нет, поэтому легко поддаются влиянию.
Способы взаимодействия Контроль, требовательность, «ежовые рукавицы» ведут к упорядочению их жизни
Дистимическая Характеризуется пониженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни. В подростковом возрасте становятся злобны, истеричны. Плохое настроение может держаться до двух дней, провоцируют драки, скандалы.
Способы взаимодействия Индивидуальные поручения постоянного характера, не требующие общения с группой
Педантическая Предъявляют высокие требования к себе и окружающим, к качеству работы, к способности держать слово. Часто страдают под бременем ответственности. Всегда сомневаются, мнительны, подозрительны, озабочены собственным здоровьем. Уважают логику, рационализм, систематизацию в ущерб интуиции, чувствам
Способы взаимодействия Контроль, принадлежность к социально одобряемым группам (кружки, секции). Акцентуацию педантичности «нормализуют» занятия искусством, вызывающим эмоциональный отклик и многозначность восприятия.
Застревающая Основная черта – чрезмерная стойкость душевного волнения, страсти в сочетании со склонностью к формированию сверхценных идей. В подростковом возрасте повышаются подозрительность, обидчивость, стойкость перед отрицательными переживаниями.
Способы взаимодействия Контроль, поощрения, разовые поручения, направленность которых должна меняться, а выполнение строго контролироваться.
Экзальтированный тип Людям этого типа свойствен широкий диапазон переживаемых эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние – от печальных. Любят удовольствия и развлечения, жизненные наслаждения. Чувство долга и высшие ценности вырабатываются с трудом.
Способы взаимодействия Нуждаются в твёрдом, но не жёстком контроле. Присутствие внимания, признания со стороны близких, влияет благотворно и «сглаживает острые углы» их характера.
Демонстративная Выражена тенденция к вытеснению из сознания неприятных фактов и событий, собственных ошибок и недостатков, что проявляется в лживости, фантазировании, притворстве. Характерны также авантюристичность, тщеславие. В подростковом возрасте усиливается желание быть в центре внимания. Выражено стремление к группированию, но в компаниях не задерживаются. Обеспокоены своим внешним видом и здоровьем, больше говорят, чем делают.
Способы взаимодействия Театральные кружки, художественная самодеятельность, руководящие «посты» под негласным контролем взрослых. Развитие саморефлексии.
Эмотивная С детства проявляют пугливость и боязливость. В подростковом возрасте проявляют высокое чувство ответственности, требовательности к себе. В морально-эстетическом плане рано становятся зрелыми личностями. Не склонны к группированию.
Способы взаимодействия создание ситуации прогнозируемости и психологического комфорта.