ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Н.Н. БУРДЕНКО» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО ТЕМЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ: лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию Автор: асс. к.м.н. Фуфлыгина М.Н.
Тема занятия: «Лекарственные средства, влияющие на афферентную иннервацию». ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: В результате освоения данной темы студент: I Должен знать: 1) структуру афферентного нервного волокна, физико-химические и биохимические механизмы возникновения и проведения нервного импульса, а также роли pH окружающей среды в действии местных анестетиков; 2) чёткие определение каждой группы препаратов; 3) локализацию действия местноанестезирующих, раздражающих, обволакивающих, адсорбирующих средств; 4) классификацию веществ по химической структуре; 5) механизм действия препаратов; II Должен уметь: 1) анализировать действие средств, влияющих на афферентную иннервацию, по совокупности их фармакологических свойств механизмов и локализации действия; 2) оценивать возможности использования средств, этой группы в хирургии для всех видов местной анестезии, фармакотерапии различных заболеваний сердечно сосудистой системы (гипертоническая болезнь, аритмии) фармакотерапии внутренних болезней и др. патологических состояниях; III Должен владеть: 1) навыками выписывания препаратов в различных лекарственных формах, с указанием определенных доз;
МОТИВАЦИЯ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ: Разбираемый материал способствует формированию глубокого понимания социальной роли врача и его ответственности перед обществом, так как назначение местноанестезирующих средств может вызвать аллергические реакции, вплоть до анафилактических, снижение артериального давления, и дать остановку сердца, а так же судорожные реакции, поэтому необходимо выработать умение выявлять признаки передозировки препаратов и меры помощи при них
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Местноанестезирующие средства (дикаин, новокаин, анестезин, лидокаин, бупивакаин, артикаин): - дать четкое определение этой группы препаратов, - перечислить виды местной анестезии, - классификация по химической структуре, - механизм действия местных анестетиков, - фармакокинетика лекарственных препаратов, - основные фармакологические свойства и сравнительная характеристика отдельных препаратов этой группы, - обосновать показания и противопоказания к применению, - обосновать основные побочные эффекты и их коррекцию, - уметь выявлять признаки передозировки препаратов и меры помощи при них, - знать особенности использования препаратов в детской практике, - знать особенности использования препаратов во время беременности и родов. 2. Вяжущие, обволакивающие, адсорбирующие и раздражающие средства (танин, отвар коры дуба, висмута нитрат основной, слизь из крахмала, уголь активированный). - механизм вяжущего действия органических и неорганических вяжущих средств, - механизм действия обволакивающих и адсорбирующих средств; их применение; - показания к применению: 3. Раздражающие средства - механизм действия раздражающих средств. Показания к применению.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ: 1. Ответы на вопросы студентов – 5 мин. 2. Контроль исходного уровня знаний студентов по теме (входящие тесты) – 15 мин. 3. Самостоятельная работа: а) Выписывание рецептов по варинтам-15 мин в) Решение ситуационных задач-10 мин. Перерыв – 5 мин. 4. Разбор материала с привлечением выписанных рецептов и решенных ситуационных задач: а) разбор – общие вопросы темы: определение, классификация и механизмы действия – 20 мин. б) разбор – фармакологическая характеристика отдельных препаратов-25 мин Перерыв - 5 мин. 5. Заключение по занятию (с привлечением тестового контроля) – обобщение материала с выделением особенностей действия каждой группы препаратов – 15 мин. 6. Задание для самостоятельной работы - заполнить таблицы 1,2,3- 20 мин. 7. Ответы на вопросы студентов по теме – 5 мин. 8. Задание на следующее занятие – 5 мин. ВСЕГО: 145 мин - 2 часа 25 минут.
Лечебный факультет. Выписать в форме рецептов: Вариант 1 1. Раствор местного анестетика, относящегося к группе сложных эфиров, для закапывания в глаз. 2. Местный анестетик, плохо растворимый в воде, в ректальных свечах. 3. Раствор местного анестетика, быстро гидролизуемого эстеразами плазмы и тканей, в ампулах для проводниковой анестезии. 4. Вяжущее средство, применяемое при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, в таблетках. 5. Средство, для выведения больного из обморочного состояния. Вариант 3 1. Местный анестетик, применяемый для всех видов анестезии во флаконах. 2. Местный анестетик, обладающий ганглиоблокирующим действием притеняемый при гипертонической болезни. 3. Раздражающее средство, применяемое для обработки рук хирурга, во флаконах. 4. Слизь из крахмала для ректального введения (ректальная клизма). 5. Препарат из группы местноанестезирующих средств, для купирования приступа аритмии. Вариант 2 1. Раствор местного анестетика, применяемого для спинномозговой анестезии, в ампулах. 2. Местный анестетик из группы сложных эфиров в форме присыпки. З. Вяжущее средство, применяемое при ожогах II степени, в виде водного раствора. 4. Раздражающее средство, применяемое при невралгиях, в виде спиртового раствора. 5. Препарат для купирования острой почечной колики (блокада по Вишневскому). Вариант 4 1. Раствор местного анестетика из группы замещенных амидов, применяемый для проводниковой анестезии. 2. Раствор местного анестетика, обладающего антисульфаниламидным действием, во флаконах, для инфильтрационной анестезии. З. Местный анестетик, применяемый для обработки раненых и язвенных поверхностей в форме мази. 4. Вяжущее средство, применяемое для смазывания десен, в виде глицеринового раствора. 5. Препарат, применяемый при метеоризме
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Алгоритм разбора задач: 1. Выделить главную проблему, поставленную задачей (основной диагноз или ведущие симптомы и синдромы). 2. Определить, какой основной эффект вы получаете от применяемых лекарственных препаратов. 3. Охарактеризуйте коротко предложенные задачей лекарственные препараты (принадлежат к одной группе (подгруппе) или к разным группам), какова их продолжительность действия, пути выведения, противопоказания. 4. Выберите один или несколько препаратов, подходящих для решения поставленной проблемы. 5. Сделайте выбор в пользу одного препарата с учетом возможных противопоказаний и возможных побочных эффектов (опираясь на дополнительные симптомы, сопутствующие заболевания). 6. Определите необходимую форму выпуска и путь введения выбранного лекарственного средства. 7. Оформите ответ на задачу письменно в развернутом виде, выделив, по возможности, каждый путь алгоритма.
Задача 1 Больная Б. 39 лет Диагноз: хронический (декомпенсированный) тонзиллит. Назначено хирургическое лечение. Какой препарат из группы местных анестетиков может быть использован при хирургическом удалении миндалин? Какой концентрации лучше взять раствор? Обосновать выбор. Задача 2 Больная М. 64 года. Диагноз: общий атеросклероз. Коронарокардиосклероз. Желудочковая экстрасистолия. Какой препарат из группы местных анестетиков можно назначить больной? Как вводить? Обосновать выбор. Задача 3 Больной Ц., 45 лет. Диагноз: нефролитиаз правой почки. Острая почечная колика. Какой препарат можно использовать для паранефральной блокады? Какой концентрации взять раствор? Обосновать выбор.
Задача 4 Больной Ч., 14 лет. Диагноз: повреждение хрусталика металлической стружкой. Какой местный анестетик можно использовать для оперативного удаления повреждающего осколка металла из глаза? Обосновать выбор. Задача 5 Больная Т., 51 год. Диагноз: парапроктит, спастический энтероколит. Какой препарат для обезболивания можно выписать в свечах из группы местных анестетиков? Обосновать выбор.
Таблица 1. Определить показания к назначению раздражающих средств А-Г (нашатырный спирт, скипидар, ментол, горчичники). Заболевание АБВГ Хронический бронхит +++ Артрит Радикулит Невралгия Миалгия + Стенокардия ++ Гипертоническая болезнь + Обморочные заболевания + Отравление этиловым спиртом +
Механизм действия АБВГ Улучшение трофики за счет увеличения кровообращения – кутано-висцеральный рефлекс +++ Перераспределение крови +++ Увеличение в крови уровня БАВ, брадикинина, гистамина, ПГ и др. ++ Расширение сосудов и улучшение кровообращения по типу аксон- рефлекса ++ Отвлекающий эффект +++ Рефлекторное возбуждение центров продолговатого мозга + Рефлекторное расширение сосудов за счет раздражения холодовых рецепторов слизистой полости рта + Таблица 2. Определить раздражающие средства А-Г (нашатырный спирт, скипидар, ментол, горчичники).
Таблица 3. Объяснить механизм лечебного действия танина (1), висмута нитрата основного(2), слизеобразующих веществ (3), карболена (4). эффект препараты Снижение агрессивного воздействия желудочного сока, пищи на пораженную слизистую оболочку желудка и кишечника Снижение местного воспалительного процесса за счет уменьшения проницаемости капилляров на месте нанесения препаратов. Противомикробный эффект. Снижение кислотности желудочного сока и активности ферментов. Адсорбция токсических продуктов и снижение процессов брожения в кишечнике. Образование нерастворимых соединений с токсинами и уменьшение их всасывания из ЖКТ.
АБВГД Местная анальгезия Угнетение вегетативных ганглиев Угнетение интерорецепторов ++ - Противоаритмическо е действие Угнетение дыхательного центра Угнетение сосудодвигательного центра Таблица 4. Определить местноанестезирующие средства А-Д (новокаин, тримекаин, пиромекаин, лидокаин, дикаин).