К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Advertisements

Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
(франц. personnage, от лат. persona личность, лицо, особа). Действующее лицо, герой любого художественного произведения (театра, литературы, живописи,
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Анализ повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Учитель русского языка и литературы Султайкина О.А.
Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Рекомендации (шпаргалки) для подготовки выпускников к ЕГЭ по литературе.
Характеристика человека как вид текста. Строение данного текста, его языковые особенности Людей неинтересных в мире нет. Е.А. Евтушенко Цели: познакомить.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Тема: Формирование навыков написания сочинений разных жанров Цели: 1.Развитие письменной речи учащихся. 2.Развитие творческих способностей. 3.Закрепление.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Транксрипт:

К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело". "Умение читать – это означает быть чутким к смыслу и красоте слова, его тончайшим оттенкам. Только тот ученик "читает", в сознании которого слово "играет", "трепещет", "переливается" красками и мелодиями окружающего мира", - писал В.А.Сухомлинский. Современный литературный критик Т.Иванова рекомендует: "Надо читать осторожно, от словечка к словечку, идти медленно, стараясь не только понять, но и вчувствоваться в смысл".

Комплексный анализ художественного текста

Идейное содержание включает: 1) Тематику произведения - выбранные писателем социально- исторические характеры в их взаимодействии; 2) Проблематику - наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) Пафос произведения - идейно-эмоциональное отношение писателя к изображенным социальным характерам (героика, трагизм, драматизм, сатира, юмор, романтика и сентиментальность).

Художественная форма включает: 1) Детали предметной изобразительности: портрет, поступки персонажей, их переживания и речь (монологи и диалоги), бытовая обстановка, пейзаж, сюжет (последовательность и взаимодействие внешних и внутренних поступков персонажей во времени и пространстве); 2) Композиционные детали: порядок, способ и мотивировка, повествования и описания изображаемой жизни, авторские рассуждения, отступления, вставные эпизоды, обрамление (композиция образа - соотношение и расположение предметных деталей в пределах отдельного образа); 3) Стилистические детали: изобразительно-выразительные детали авторской речи, интонационно-синтаксические и ритмико-строфические особенности поэтической речи в целом.

Схема анализа литературно - художественного произведения. 1. История создания. 2. Тематика. 3. Проблематика. 4. Идейная направленность произведения и его эмоциональный пафос. 5. Жанровое своеобразие. 6. Основные художественные образы в их системе и внутренних связях. 7. Центральные персонажи. 8. Сюжет и особенности построения конфликта. 9. Пейзаж, портрет, диалоги и монологи персонажей, интерьер, обстановка действия. 10. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). 11. Композиция сюжета и отдельных образов, а также общая архитектоника произведения. 12. Место произведения в творчестве писателя. 13. Место произведения в истории русской и мировой литературы.

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя. А. Место писателя в развитии русской литературы. Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы. 1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя. 2. Традиции и новаторство писателя в области: а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля. 1.В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Примерный план характеристики художественного образа-персонажа. Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через "соседство" с другими персонажами; з) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа.

План разбора лирического стихотворения. I. Дата написания. II. Реально-биографический и фактический комментарий. III. Жанровое своеобразие. IV. Идейное содержание: 1. Ведущая тема. 2. Основная мысль. 3. Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике. 4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него. 5. Преобладание общественных или личных интонаций. V. Структура стихотворения: 1. Сопоставление и развитие основных словесных образов: а) по сходству; б) по контрасту; в) по смежности; г) по ассоциации; д) по умозаключению. 2. Основные изобразительные средства иносказания, используемые автором: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, перифраза. 3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: эпитет, повтор, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение и восклицание. 4. Основные особенности ритмики: а) тоника, силлабика, силлабо-тоника, дольник, свободный стих; б) ямб, хорей, пиррихий, спондей, дактиль, амфибрахий, анапест. 5. Рифма (мужская, женская, дактилическая, точная, неточная, богатая; простая, составная) и способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая), игра рифм. 6. Строфика (двустишье, трехстишье, пятистишье, катрен, секстина, септима, октава, сонет, Онегинская строфа). 7. Эвфония (благозвучье) и звукозапись (аллитерация, ассонанс), другие виды звуковой инструментовки.

Как вести краткую запись о прочитанных книгах. 1.Автор. Даты жизни. Общественная среда, в которой формировалось его мировоззрение. 2. Точное заглавие произведения. Даты создания и появления в печати. 3. Время, изображенное в произведении, и место происходящих основных событий. Общественная среда, представители которой выводятся автором в произведении (дворяне, крестьяне, городская буржуазия, мещане, разночинцы, интеллигенция, рабочие). 4. Эпоха. Характеристика времени, в которое написано произведение (со стороны экономических и общественно-политических интересов и стремлений современников). 5. Краткий план содержания.

Новые подходы к школьному анализу поэтического текста Алгоритм анализа поэтического текста

1.Лексико-семантический анализ; 2. Лингво-стилистический анализ; 3. Анализ стихотворения в контексте.

Историко-литературный комментарий ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОММЕНТАРИЙ комментарий, который раскрывает внешнюю судьбу издаваемого произведения, его роль в творческом развитии автора, место и роль в историко-лит. процессе, содержит материалы об отношении автора к своему произведению, о том, как воспринимали и оценивали произведение современники автора и последующие поколения читателей, как автор воспринимал отношение читателей и критиков к своему произведению.