Зигмунд Фрейд ( ) Психоанализ теория, объясняющая психическое развитие личности (теория личности); метод исследования личности; метод психологической помощи. Развитие психики есть приспособление, его к окружающей, преимущественно враждебной среде. Движущие силы психического развития - врожденные и бессознательные инстинкты. Основой психического развития служит не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы детей.
Вытеснение – «изгнание» из сознания травматических моментов; Регрессия – возврат к более ранним моделям поведения; Рационализация – стремление Супер-Эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Попытка дать «разумное» объяснение происходящему; Проекция – человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам, но, зачастую, не осознает их; Сублимация – перевод энергии конфликта в другое русло; Интроекция - включение человеком в свой внутренний мир взглядов, мотивов, установок (интроектов), воспринимаемых им от других людей.
Оральная (от рождения до 18 мес.) Анальная (18 мес. – до 3 лет) Фаллическая (Эдипова, от 3 до 6 лет) Латентная ( от 6 лет до начала полового созревания) – фаза затишья Генитальная (от зрелости до смерти)
Карл Густав Юнг (1875 – 1961) «не только самое низкое, но и самое высокое в личности может быть бессознательным»
Альфред Адлер ( ) чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток; стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех. компенсация способ преодоления чувства неполноценности через использование творческого потенциала
Существует несколько «образов «Я»: «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале три образа «Я» должны совпадать Если же этого совпадения не происходит, то возникает тревога. Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите