Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А6. Грамматические ошибки. 1. Употребление предлогов Предлоги согласно, вопреки, благодаря употребляются только с дательным падежом (кому? чему?) Предлог.
Advertisements

ЕГЭ: ЗАДАНИЕ 7 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 YAZYK/EGE-ZADANIE-A5 Грамматические ошибки.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
ЕГЭ 2015 Задание Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите.
ЕГЭ по русскому языку в 2015 году в новом формате Часть 1: особенности структуры специфика подготовки.
Тридцать один пациент был записан на приём ( м. р., ед. ч.). Кофе был выпит ( м. р., ед. ч.).
Грамматические ошибки – задание ЕГЭ по русскому языку Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского.
А 5. НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г.Рассказово Тамбовской обл. Заливина.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
5. Синтаксические нормы. Порядок слов Прямой порядок слов в русском языке: тема (данное) + рема (новое) Рема + тема – обратный порядок слов / инверсия.
Нарушевич Андрей Георгиевич. Новый план работы ЕГЭ-2015 Часть I 24 задания Процент первичного максимального балла – 58 % Часть II 1 задание (сочинение-рассуждение)
Автор Булатова Л. П., учитель МОУСОШ 1 Синтаксические нормы.
Синтаксические нормы. Озаглавьте колонки. Скучать по вас грустить по нас оплатить проезд благодаря подсказке вопреки ожиданию согласно приказу заведующий.
Материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку 11 класс.
(Электронное приложение к циклу уроков для подготовки к ЕГЭ ) Учитель русского языка и литературы : МОЛЧАНОВА Анжела Михайловна ГБОУ СОШ 2 c. Обшаровка.
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
Тема занятия 2: «Грамматические ошибки в структуре предложения»
Задание А 6 экзамена в формате ЕГЭ Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043 Синтаксические нормы : замена придаточного.
Согласование определительного оборота с сочетанием слов («По письмам и мемуарам, написанными современниками А.С. Пушкина, историкам литературы с точностью.
Транксрипт:

Формат задания, проверяющий знание синтаксических норм, норм согласования и управления очень изменился в сравнении с предыдущими годами, но теоретический материал, необходимый для успешного решения этой части ЕГЭ нужен тот же. Мы повторим и систематизируем его. Учтём, что за выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5-и баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

В демоверсии задание выглядит так:

Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются ТОЛЬКО с сущ. дательного падежа. НЕПРАВИЛЬНО: благодаря прогнозА вопреки указаниЯ согласно приказА ПРАВИЛЬНО: благодаря прогнозУ вопреки указаниЮ согласно приказУ

Вспомним главное! 1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом НЕПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда. По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками. НЕПРАВИЛЬНО: Билеты будут продаваться по прибытиЮ поезда. По приездУ в город Чичиков познакомился с городскими чиновниками.

БЛАГОДАРЯ ВОПРЕКИ СОГЛАСНО ПОДОБНО чему? непогоде ожиданиям приказу облаку ПО = после чего-либо + предложный падеж (в чём?) по приезд е по прибытии ПО + вздыхать, горевать, грустить, плакать, скучать, тосковать + дательный падеж (кому? чему?) Тосковать по жене ВВИДУ чего? предстоящего мероприятия

Скучать по вас (местоимения в предложном падеже)

Рассмотренные выше случаи чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколько примеров предложного управления.

2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Чаще всего такие грамматические ошибки встречаются в сложноподчиненных предложениях и могут быть допущены в следующих случаях: Предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова кто.Обычно такие предложения начинаются со слов: все, кто…, те, кто…, тот, кто…, никто из тех, кто… и т.п. Важно помнить, что местоимение кто употребляется только с глаголами в форме ед. ч. При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. Данное предложение построено грамматически верно. Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения:

Нормы согласования Согласование подлежащего, выраженного числительным и существительным, и сказуемого 1. Обычно сказуемое ставится в форме множественного числа при подлежащем, обозначающем одушевленный предмет, например: Через полчаса восемь вооруженных человек вошли в дом трактирщика (Н. Островский); А в лесу десять всадников нахлестывали лошадей (он же). То же при подлежащем - неодушевленном предмете, если указывается активное действие: Восемь самолетов полка взлетели попарно, соблюдая очередь (Н.Чуковский).

2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер зовут (А. С. Пушкин); За коляской бежали четыре пса (А. П. Чехов); Кроме воинского эшелона, на станции ожидали оче­реди на отправление еще два состава (Н. Островский). При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе. Двадцать один ученик участвовал в турпоходе. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) В вузы поступили сорок один человек. 2) Слово взяла профессор Сотникова 3) Он был командирован в Москву согласно приказу. 4) Девочка надела новое пальто. 1

При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе, например: Много книг стояло на полках; Немало детей ежегодно отдыхает на даче; Сколько учеников присутствовало на занятиях по физкультуре? Ср. у писателей: Уже много карет проехало по этой дороге (М. Ю. Лермонтов); Как мало нас от битвы уцелело (А. С. Пушкин); Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти? (М. Горький). Реже в этих случаях употребляется форма множественного числа сказуемого: Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью (В. Г. Короленко); Много глаз смотрели в широкое приплюснутое лицо длинной линии солдат с холодным молчаливым любопытством, с презрением, гадливостью (М. Горький)

В предложения, включающих в свой состав собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, часть т пр.), чаще всего сказуемое употребляется в формах единственного числа, если: 1. Существительное обозначает неодушевленный предмет: Большинство комнат уже было отремонтировано. 2. Собирательное существительное имеет при себе определение: Подавляющее большинство школ приняло участие в этой олимпиаде.

Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если: 1. Существительное обозначает одушевленный предмет, а сказуемое указывает на то, что действия, совершаемые этим предметом, интенсивны и энергичны: Несколько школьников бросились догонять лидера соревнований. 2. В предложении есть однородные подлежащие: Несколько мальчиков и девочек с интересом отнеслись к появлению котенка в классе. 3. В предложении есть однородные сказуемые: Еще до поступления в школу большинство первоклассников любили читать и умели считать. 4. При подлежащем, стоящем перед сказуемым, есть причастный оборот (с причастием во множественном числе) или определительное придаточное предложение с союзным словом которые: Большинство родителей, принимавших (мн. ч.) участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия. Большинство родителей, которые принимали участие в организации праздника, остались в школе после мероприятия.

Сказуемое употребляется в формах множественного числа, если: 5. Главные члены предложения оторваны друг от друга: Несколько учеников первого класса петербургской гимназии по­ ехали на международную конференцию в Испанию. Некоторые трудности вызывают также задания, связанные с согласованием в сложноподчиненных предложениях с сочетаниями тот, кто…, те, кто…: Те, кто занимается плаванием, меньше подвержены простуде» а также упражнения, которые связаны с использованием однородных членов предложения с парными союзами как…, так и.., не только…, но и..: Это было интересно не только детям, но и взрослым.) Сказуемое ставится во множественном числе, если оно выражено именем прилагательным: Большая часть домов в этом районе каменные. Ср.: Большинство дверей были низки для его роста I (Л. Андреев).

3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Сравним три предложения: 1) В картине (п.п.) «Спящий пастушок» (и.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 2) В «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. 3) В картине (п.п.) «Спящем пастушке» (п.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы. Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в и.п. (см. предложение 1).

4. Ошибки в построении предложения с однородными членами

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом НЕПРАВИЛЬНО: Встретившись на вокзале, слёзы сами показались на глазах. ПРАВИЛЬНО: Когда мы встретились на вокзале, слёзы сами показались из глаз. Встретившись, мы заплакали.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты: Согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже. Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово образ стоит в и.п., ед. ч., м. р., а причастие созданные – в и.п., мн. ч. Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно. Правильный вариант: Образ поэта-пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь. Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после. Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. Определяемое слово снайпера разрывает в данном предложении причастный оборот засевшего на дереве, следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом Необходимо правильно найти определяемое слово. В данном предложении определяемым является слово сына, а не лицо, следовательно, верный вариант:

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Попробуем решить это задание 7-1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Бла­го­да­ря по­вы­ше­ния уров­ня сер­ви­са в фир­мен­ных ма­ га­зи­нах стало боль­ше по­ку­па­те­лей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) В своих ста­тьях этот жур­на­лист по­ста­вил во­про­сы, вол­ну­ю­щих мно­гих его со­вре­мен­ни­ков. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Те, кто с дет­ства стре­мит­ся к мечте, часто ре­а­ли­зу­ ет свои жиз­нен­ные планы. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Хи­ми­че­ская ре­ак­ция по­ка­зы­ва­ет и по­мо­га­ет разо­ брать­ся в со­ста­ве ве­ще­ства. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Создавая живописное полотно, работа велась несколько дней. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью АБВГД 16245

7-2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Де­ле­га­ция на­прав­ля­лась к дому из­вест­но­го учёного, на­хо­див­ший­ся не­да­ле­ко от глав­ной пло­ща­ди. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Зим­няя сес­сия сту­ден­тов про­хо­ди­ла со­глас­но рас­пи­са­ ния. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Впер­вые оперу «Хо­ван­щи­ну» я слу­шал вме­сте с ро­ди­те­ ля­ми. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Все, кто рано на­чи­на­ет учить ино­стран­ный язык, овла­де­ва­ет им в со­вер­шен­стве. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Алёхин, входя в гостиную, воскликнул, что я очень рад всех нас видеть. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью АБВГД 61327

7-3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Уезжая в путешествие, вдруг к нам пришли гости.2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Сестры увлекались и хорошо разбирались в современной музыке. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Все, кто бы ни писал о рус­ской при­ро­де, от­ме­чал её по­э­ тич­ность и жи­во­пис­ность 4) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) А.П. Чехов в письме из Ялты описывает о путешествии в ботанический сад. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью АБВГД 35421

7-4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Учёный обратился к представителям стран Африки, присутствовавшими на конгрессе. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Среди научных трудов Ф.И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка» 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употреб­ляют тире вместо двоеточия. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Химическая реакция показывает и помогает разобраться в составе вещества. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) )Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью АБВГД 63147

7-5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРЕДЛОЖЕНИЯГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) Отогнав акул далеко в море, спасателей уже ничто не волновало. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) Благодаря статьи в газете мы узнали о возобновлении туристского теплоходного маршрута к «Северным островам». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) В апрельском номере журнала «Юности» были опубликованы стихи молодого талантливого поэта. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) Студенты помогали группе геологов, прибывшим из Петербурга. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) Международная общественность понимает и озабочена проблемами экономики развивающихся стран. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью АБВГД 51364