Психоэмоциональное расстройство поведения: суть, особенности проявления, оказание помощи
Педагогически запущенный ребенок – психически нормальный и физически здоровый ребенок, но он не владеет знаниями, умениями и навыками саморегуляции, которые необходимы для оптимальной жизнедеятельности как дома так и в коллективе
У детей с психоэмоциональными расстройствами аномалии поведения приобретают тяжелый, стойкий характер и их очень трудно преодолеть даже после создания всех необходимых условий
Эмоциональная лабильность – нестабильность в настроении, поведении, быстрой смене эмоций, конфликтности, невозможности поддерживать игру и общение с другими детьми. Всё это истощает нервную систему и приводит к немотивированным проявлениям аффекта
Приступы аффекта – проявляются яркие сильные эмоции, при этом нет демонстративного поведения, ребенок теряет связь с реальностью и для нормализации состояния требуется посильная помощь взрослого
Неврозоподобные состояния: -Тики -Тики – заикание, моргание глазами; -Гиперкенезы -Гиперкенезы – произвольные, прерывистые, повторяемые движения, охватывающие разные группы мышц (трясение рук, подёргивание головы); -Стереотипное поведение -Стереотипное поведение – бегание по кругу, манипулирование различными предметами (игрушка, веревочка, платочек и т.д.);
- Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения - Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения - хождение на носочках, чрезмерная активность, устойчивая невнимательность, импульсивность; Аутичное поведение - Аутичное поведение – проявляется в коммуникативной сфере (отстраненность от других, избегание взгляда в глаза и т.д.) и в своеобразном нарушении речи (эхолалия, речи от 3-го лица, шаблонные фразы и т.д.).
Рекомендации взаимодействия с импульсивным (чрезмерно активным) ребенком Создавать и формировать ситуацию успеха. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания). Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции. Предоставлять ребенку возможность выбора. Оставаться спокойным.
Тренируемые функции Игры Внимание и контроль импульсивности Кричалки шепталки мочалки Гвалт Запрещенное движение Внимание и контроль двигательной активности Колпак мой треугольный Расставь посты Замри Найди отличие Контроль импульсивности и контроль двигательной активности Час тишины и час можно Разговор с руками Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности Слушай команду Слушай хлопки Говори! Съедобное-несъедобное Игры для работы с импульсивными детьми
Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком Демонстрировать модель неагрессивного поведения. Наказания не должны унижать ребенка. Обучать приемлемым способам выражения гнева. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к эмпатии. Расширять поведенческий репертуар ребенка. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. Учить брать ответственность на себя.
Основные направления работы с агрессивными детьми 1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. 3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.Игры: Обзывалки, Два барана, Толкалки, Жужа, Рубка дров, Да и нет, Тух-тиби-дух, Ворвись в круг, Головомяч, Камушек в ботинке, Давайте поздороваемся, Король, Ласковые лапки.
Рекомендации по взаимодействию с тревожным ребенком Не сравнивайте ребенка с окружающими. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка, наказывая его.
К ак помочь тревожному ребенку? Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях: 1. Повышение самооценки. 2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях. 3. Снятие мышечного напряжения.
Спасибо за внимание!