« Библейские сюжеты в творчестве М.А.Булгакова (на примере романа «Мастер и Маргарита»). Ученица 11-б класса Запорожской гимназии 107 Марченко Елизавета
На переломных моментах в истории человечества трудно человеку обрести истинные нравственные ориентиры. На помощь приходит друг – хорошая, умная книга. «Мастер и Маргарита» - удивительная книга, открытая для всех, кому не безразлична судьба человечества, кто ставит перед собой извечные вопросы: «Зачем человеку даётся жизнь и как он должен распорядиться этим Божьим даром». В основе романа – евангельская история Иисуса Христа, в которой автора интересует не столько чисто религиозный аспект, сколько человеческий, нравственно- духовный.
«Мастер и Маргарита» - это роман в романе: хронологически изображены вторая половина тридцатых годов XX столетия и исторические события, происходящие в начале нашей эры. Роман даёт нам удивительную возможность связать далёкие годы событий в Иерусалиме (момент зарождения христианства) и вчерашний (а, по сути – сегодняшний день). Мне кажется, такое сплетение сюжета в романе необходимо для того, чтобы сравнить психологию людей, их порывы души, их мысли, их цели и их желания, чтобы понять, насколько преуспело общество в своём развитии.
Этот роман связан с Библией, не только благодаря Ершалаимским страницам, но и потому, что здесь писатель размышляет над тем, что волнует нас всегда, волнует всех людей. Э то и «существование Бога и дьявола, и ежели их нет, то кто же управляет жизнью человеческой и всем распорядком на Земле?», это и любовь, это и предательство, это и духовная сила и физическая слабость.
Рассказ Мастера имеет важное значение во всём произведении, так как не только своей серьёзностью уравновешивает остальную сатирическую часть произведения, но и является важнейшее составляющей. Этот противовес уравновешивает добро и зло не только в романе, но и в жизни тоже.
Наиболее ярко столкновение противоборствующих сил представлено в конце романа, когда Воланд со своей свитой покидает Москву. Что же мы видим? «Свет» и «тьма» стоят на одной ступени. Миром не управляет Воланд, но миром не управляет и Иешуа. Все, что может Иешуа, это попросить Воланда о том, чтобы тот дал Мастеру и его возлюбленной вечный покой. А Воланд исполняет эту просьбу. Таким образом, мы приходим к выводу, что силы добра и зла равноправны. Они существуют в мире рядом, постоянно противоборствуя, споря друг с другом. И борьба их вечна, потому что нет на Земле человека, который ни разу за свою жизнь не совершил греха; и нет такого человека, который бы полностью утратил способность вершить добро. Мир это своеобразные весы, на чашах которого лежат два груза: добро и зло. И, как мне кажется, пока сохраняется равновесие, мир и человечество смогут существовать.
Булгаков видит не борьбу добра и зла, а их сотрудничество. Оно заключается в том, что люди сами должны выбирать свой путь. Я считаю, что не может случиться такого, что выиграет какая-нибудь из этих двух сил. И хотя я считаю, что добро сильнее зла, но, думаю, Воланд никогда не останется без своих новых соратников.
Две тысячи лет назад, на вопрос: « Что делать с Ним?» - когда Пилат показал рукой на Иешуа (Иисуса) – толпа ревела: «Распни Его!». И вот через две тысячи лет, такая же толпа, но новыми средствами (через газеты), кричала по сути тоже самое: «Враг под крылом редактора!», «попытка протащить в печать аналогию Иисуса Христа», «крепко ударить по пилатчине и тому богомазу, который вздумал протащить её в печать», «воинствующий богомаз» (как не вспомнить лозунг: «Долой булгаковщину!». А Вы помните, что это значило в то время.
В романе действует ещё один евангельский персонаж – Любовь. По моему мнению, - Любовь и Бог есть одно неделимое целое. Бог начинается с любви, а любовь – божественная сила. Любовь всё время заставляет душу мучиться, переживать, болеть. Только силой страдания человек понимает всю глубину любви. Ради любви к ближнему, ради любви ко всему человечеству Христос принял муки. Булгаков развивает эту мысль: Христос в образе Иешуа Га-Ноцри принимает страшную казнь ради людей, ради их спасения. В нём очень сильна любовь к ближнему. Это божественная любовь, любовь бескорыстная, идущая через боль и ужас. Именно такой любовью можно спасти людей. Прочувствовав боль, каждый человек понимает всю силу и могущество святой любви.
Именно такую Любовь имеет Маргарита. Именно ради неё она приносит свою жертву. Спасая Мастера, спасая его роман, а через него и его душу, она продаёт свою душу дьяволу. И вторая жертва – имея право на исполнение одного желания, она отдаёт его на освобождение Фриды. И, наверное, именно эта жертвенность помогает ей и Мастеру не попасть в ад. И наверное поэтому души их остаются свободными. Именно через Любовь Маргариты, божественную Любовь, мастер получает право передать прощение Пилату. Пилату, получившему бессмертие и неслыханную славу не подвигами на поле брани, не мудростью политика, Пилату, чьё имя стало символом трусости, неразрывно связанным с именем погубленного им человека.
Булгаков вместе со своими героями утверждает веру среди безверия, дело среди безделья, любовь среди равнодушия. Я поняла, что пока у человека есть совесть, душа, способность каяться, милосердие, любовь, желание искать истину, открывать её и идти за неё на Голгофу, всё будет так как надо, всё будет правильно.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ