декабрь 2013 г. Подготовила: Чекунова И.А. Ведущий специалист комитета по образованию «В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО!»
ФГОС предполагает 3 группы требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования: К СТРУКТУРЕ ООП ДО К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО
Образовательная программа ДОУ ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГТ Обязательная часть Объем: не менее 80% времени, необходимого для реализации программы Часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 20%. ФГОС Обязательная часть Объём: Программы должен составлять не менее 60% от её общего объёма. Часть, формируемая участниками образовательных отношений - не более 40%.
Разработчики стандарта красной нитью проводят утверждение о том, что «не ребенок должен быть готов к школе, а школа должна быть готова к ребенку». Они указывают на то, что все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. Все эти психологические характеристики лежат в основе высокой мотивации детей к обучению в школе. Именно поэтому они обозначены в стандарте как целевые ориентиры для всех участников образовательных отношений.
Как некие ценностно- целевые установки и векторы развития. Т. е есть некий ориентир развития, но нет заданного постулата, т. е требуемого результата развития. Разработчиками постулируются самоценность, индивидуальности развития, воплощение возможностей развития ребенка. (акцент сделан на специфику дошкольного детства: пластичность, гибкость развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития). Как определяется понятие «Требования к результату в ФГОС
определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития воспитанников и видов Организации, реализующей Программу. не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. (Закон «Об Образовании в РФ» ст. 64) выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
являются ориентирами для: учредителей Организаций для построения образовательной политики с учётом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; педагогов и администрации Организаций для решения задач: – формирования Программы; – анализа своей профессиональной деятельности; – взаимодействия с семьями воспитанников; авторов образовательных программ дошкольного образования; исследователей при формировании исследовательских программ для изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет; родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 8 лет для их информированности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства РФ; широкой общественности.
не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей); оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
В стандарте поднят вопрос который волнует всех – родителей, педагогов, психологов попытка внедрить в систему ДО систему оценки и квалификации того или иного уровня развития ребенка в %, литрах, метрах и т.п. В стандарте четко определено, что развитие ребенка не является объектом измерения и оценки. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.
Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования 4. В Организации (группе) может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого- педагогической диагностики (или мониторинга). Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.
По словам Александра Асмолова: «Наша формула: от диагностики контроля, от диагностики селекции к диагностике развития ребенка и определения совместно со взрослым его зоны ближайшего развития.» Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им возможность почувствовать себя уверенными людьми, дать целевые ориентиры для уникальных программ дошкольного образования, которые были и есть в нашей стране.