Лекция 16 Методологические проблемы современной психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Диалог поколений» (Восстановление системы семейной поддержки: от беспомощности к ответственности) Викулов А.В.,директор НП МСПДМ «Восхождение», к.пс.наук,доцент.
Advertisements

Деятельность и общение. Деятельность и общение.. Деятельность и общение. 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования 1 Вопросы для исследования.
Куликова П.А. ФФМ, 3 курс. Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психолгогии Президент Американской психологической ассоциации.
Москва, 3-4 июня 2013 г. Цой Любовь Николаевна канд. соц.наук Умный город будущего Градостроительный форсайт: от жителя к.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Социальная педагогика как наука и сфера практической деятельности Объект и предмет исследования социальной педагогики. Объект и предмет исследования социальной.
Сущность и функции педагогического проектирования Проектирование – это создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано Под педагогическим.
Существует два основных пути человеческого познания, а именно : чувственность и рассудок. И Кант.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ- НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие деятельности играет ключевую роль, в психологии труда выполняя ряд функций: 1.Предметообразующую функцию.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Ключевые компетентности И. И. Миронова, методист ИМО УО г. Казани Компетентностная модель современного учителя.
Типологический анализ младших школьников как субъектов учебной деятельности Выполнил: Шипило С.Е. Научный руководитель: Буракова Н.К.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Культурология - это область гуманитарного знания, охваты - вающая проблемы сущности и закономерностей функционирования и развития культуры.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Социальная компетентность учащихся в контексте ФГОС второго поколения Романова Т.Т., начальник управления дошкольного и общего образования Министерства.
Я -воспитатель. Воспитатели - люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Самое главное в моей профессии.
Транксрипт:

Лекция 16 Методологические проблемы современной психологии

Сопоставительный анализ естественнонаучного и психотехнического познания (по Ф.Василюку) Аспект познания Естественнонаучное познание Психотехническое познание Философия ГносеологизмФилософия практики Ценности Внешние по отношению к познанию Имманентны процессу познания Адресат Академический психолог или специалист другой профессии Психолог-практик Субъект познания Нейтральный, отстраненный наблюдатель Заинтересованный, участный, совокупный субъект Контакт Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный Связывает субъект и объект Интенсивный, уникальный, эмоциональный Объединяет субъектов психотехнической ситуации

Аспект познания Естественнонаучное познание Психотехническое познание Процесс и процедуры исследования Жесткие, неизменные в пределах данного опыта программы процедур Гибкие, уникальные процедуры, тонко реагирующие на текущую ситуацию опыта Знания Знание неперсонализированное, в третьем лице, о «них» Знание испытуемого о себе - один из фактов для научного анализа Знание внутреннее, личностное, смысловое. Знание «о тебе», «о себе», «о нас», и - «твое», «мое», «наше» Предмет и метод Метод выделяет предмет из реальности и представляет его в «форме объекта», наблюдаемого извне Метод объединяет участников психотехнической ситуации, и сам становится предметом исследования Центральный предмет К центральному предмету подбирается адекватный метод исследования К эффективному практическому методу подбирается центральный предмет, для которого этот же метод является оптимальным методом исследования

«Тот, кого всерьез волнует судьба нашей психологии, должен осознавать вполне реальную опасность вырождения ее в третьеразрядную дряхлую и бесплодную науку, по инерции тлеющую за академическими стенами и бессильно наблюдающую сквозь бойницы за бурным и бесцеремонным ростом примитивной, а то и откровенно бесовской, массовой поп-психологии, профанирующей как те достойные направления зарубежной психологии, которые ими слепо копируются, так и психологию вообще, игнорирующей культурные и духовные особенности среды распространения. …Единственный шанс для нашей научной психологии, шанс не просто отсидеться еще какое-то время на теплой академической печи, а сделаться подлинной, сильной, полноценной наукой, состоит в том, чтобы радикально измениться. Это не внешнее вынужденное изменение, оно заложено в генотипе отечественной психологии. Ей, по сути, нужно всего-то стать самою собой, не зарыть свой, именно свой, талант в землю, а пустить его в оборот, реализовать уже заложенные в ней потенции, из психологии деятельности превратиться в деятельную и жизненную психологию. Пришло время услышать и исполнить все еще звучащие для нас слова Л.С. Выготского о психотехнике, значимость которых он не зря подчеркнул евангельской метафорой о краеугольном камне это есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в чем ином спасения» Ф.Василюк, 1992