12,60 8,80 9,00 13,80 7, год Использование схем государственно-частного партнерства как инструмента финансирования инфраструктурных проектов
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 2 Государственно-частное партнерство Государственно-частное партнерство (далее - ГЧП) представляет собой контрактные среднесрочные и долгосрочные отношения между государственным и частным сектором, с четко определенными обязательствами основных участников и зафиксированными параметрами реализации проекта Партнерство включает в себя распределение рисков и доходов, а также использование квалификации и ресурсов государственного и частного секторов для удовлетворения намеченных стратегических результатов в интересах государства В условиях четко определенных обязательств и ответственности сторон по проектам ГЧП появляется возможность привлечения инвесторов и долгового финансирования Обязательной частью проектов ГЧП является эксплуатация объектов Соглашения о ГЧП Не является формой ГЧП: региональные долгосрочные целевые программы субсидирование процентных ставок договоры о комплексном развитии территорий особые экономические зоны доверительное управление имуществом инвестиционные соглашения государственный заказ с рассрочкой в форме контракта с длительным производственным циклом
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 3 Сравнение ГЧП с государственным заказом Преимущества ГЧП реализация большего количества инфраструктурных проектов в условиях текущего финансирования отсутствие формальной бюджетной гарантии при наличии обязательств Региона (не увеличивая государственный долг Региона) перераспределение рисков на всех этапах (привлечение финансирования, проектирование, строительство, эксплуатация) с государства на Частного партнера мотивация Частного партнера к максимальной эффективности на всех этапах реализации проекта привлечение новых, современных технологий Недостатки ГЧП увеличение общего объема затрат более длительная стадия подготовки проекта Недостатки нивелируются за счет повышения эффективности инвестиций и эксплуатации объектов снижения затрат за счет выпуска облигаций Региона, инфраструктурных облигаций, закладных АИЖК снижения строительных и эксплуатационных рисков Региона, а также рисков привлечения финансирования
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 4 Преимущества ГЧП перед государственным заказом Государственный заказГЧП Прямые гарантии Региона-Нет Концентрация государственных инвестиций на строительной фазе Да Нет Длительные сроки привлечения финансовых средств Нет Да (финансирование под СГЧП на срок до 18 лет) Возможность выбора надежного партнера Низкая Высокая Строительные и эксплуатационные риски несет Регион Да Нет Комплексный подход реализации всех работ по проекту Нет Да Мотивация к максимальной эффективности строительства и управления Нет Да Мотивация к привлечению новых, современных технологий Нет Да
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 5 Основные условия реализации ГЧП проектов Для реализации ГЧП проектов необходимо: политическое решение региональной власти наличие региональной законодательной базы о ГЧП проведение конкурсной процедуры команда со стороны Региона («ГЧП юнит») соблюдение набора условий для финансирования ГЧП проектов: проект должен быть экономически эффективным приемлемый уровень долговой нагрузки на бюджет Региона соглашение о ГЧП государственная программа / долгосрочная целевая программа прямое соглашение с Регионом (субсидии, минимальный гарантированный доход (МГД), компенсации)
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 6 Формы государственно-частного партнерства вся финансовая нагрузка на Регионе - контракты жизненного цикла (КЖЦ) муниципальные детские сады бесплатные автомобильные дороги основаны исключительно на выручке от эксплуатации объекта реконструкция и эксплуатация аэропорта Пулково в г. Санкт-Петербург частные детские сады смешанные – риск недополучения прибыли Частным партнером разделен между Частным и Публичным партнером платная автомагистраль «Западный скоростной диаметр» (г. Санкт-Петербург) автодорога «Москва – Санкт-Петербург»
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 12,60 8,80 9,00 13,80 7, год Распределение рисков при финансировании социальной инфраструктуры Коммерческие схемы Ключевые риски проектов РегионПартнер Кредиторы Предоставление земельных участков Строительство, включая проектирование и получение разрешений Увеличение стоимости строительства Соответствие технологическим требованиям Обслуживание и ремонт Инфляция и рост стоимости услуг по содержанию и эксплуатации Форс-мажор Негативные изменения в законодательстве (и налоговом регулировании) Влияние на окружающую среду Досрочное прекращение Соглашения – по вине Региона Досрочное прекращение Соглашения – по вине Партнера Дефолт подрядчиков
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 8 Коммерческая схема строительства ДОУ
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 9 Коммерческая схема строительства и эксплуатации платной автомагистрали «Западный Скоростной Диаметр» (г. Санкт-Петербург) город Санкт-Петербург Партнер Договор аренды Кредиторы Акционеры Центральный участок Южный участок Северный участок EPC Подрядчик Право собственности Право собственности Соглашение о ГЧП Строительство Доходы от платы за проезд EPC контракт Арендная плата МГД ОАО «ЗСД» Акционерный капитал Заемное финансирование
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 10 Коммерческая схема строительства объектов здравоохранения Договор генподряда: строительство Подрядчик Банки Государственная сторона Соглашение о ГЧП Договор аренды участка Мед. услуги Возмещение капитальных и эксплуатационных расходов Прямое Соглашение (включая возможное предоставление инвестиционного и операционного гранта) Федеральный центр ОМС ФЦП и РЦП ДМС Платежи населения Население Регион Акционерное соглашение Оператор Акционеры (Оператор, страховая компания, Регион, финансовый партнёр) Частная сторона Кредитный договор Операционное соглашение: управление, техническая эксплуатация Партнер (Лечебное учреждение)
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 11 Роль Банка в ГЧП проектах Финансовый консультант Кредитор Организатор финансирования Акционер
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 12 Функции Центра ГЧП Газпромбанка Консультирование регионов по вопросам формирования или совершенствования региональной законодательной базы по вопросам создания институциональной базы Участие в разработке и координация инвестиционных проектов, реализуемых на основе ГЧП оценка целесообразности применения механизмов ГЧП консультирование регионов при подготовке конкурсной документации содействие регионам в подборе консультантов для подготовки конкурсной документации Разработка новых продуктов Банка, сформированных с использованием инструментов ГЧП, необходимых для финансирования региональных проектов выпуск облигаций Региона рейтинговое консультирование Регионов и др.
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 13 Подходы при реализации ГЧП проектов Существуют следующие подходы взаимодействия Банка с регионами РФ при реализации ГЧП проектов: Регионы самостоятельно готовят конкурс на безвозмездной основе Центр ГЧП предоставляет для изучения нормативные акты, конкурсную документацию и сопутствующую документацию по аналогичному конкурсу, успешно проведенному в одном из регионов РФ сотрудники Банка консультируют по возникающим вопросам ответственных исполнителей в Регионе участие в конкурсе, переговоры по условиям Соглашения о ГЧП Регионы привлекают консультантов для подготовки конкурсной документации Банк оказывает содействие Региону в подборе консультантов для разработки конкурсной документации и сопутствующих документов для проведения конкурса Банк сопровождает подготовку технических заданий для консультантов Банк оказывает услуги финансового консультанта участие в конкурсе
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 14 Участие Банка в ГЧП проектах Реализуемые ГЧП проекты строительство нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-1 «Беларусь» Москва-Минск» строительство и эксплуатация платной автомагистрали «Западный Скоростной Диаметр» (г. Санкт-Петербург) проекты строительства и эксплуатации детских садов в нескольких регионах РФ Проекты в стадии разработки Транспортная инфраструктура строительство отдельных участков автомобильной дороги Москва-Санкт-Петербург, ЦКАД (ГК «Автодор») строительство Северного дублера Кутузовского проспекта (г. Москва) строительство платных путепроводов над железнодорожными путями в Московской области реконструкция аэропортовой инфраструктуры в ряде регионов платные парковки на улично-дорожной сети г. Санкт-Петербурга платные парковки на улично-дорожной сети г. Москвы Региональные транспортные проекты создание системы безналичной оплаты проезда в пассажирском транспорте «Единый транспортный билет» в Московского области Социальная инфраструктура и здравоохранение строительство детских дошкольных образовательных учреждений в нескольких регионах РФ реконструкция и строительство медицинских учреждений (Москва, Санкт-Петербург, другие регионы) ЖКХ утилизация твердых бытовых отходов (г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, другие регионы) модернизация водоснабжения и водоотведения Водоканала (г. Санкт-Петербург) модернизация систем водоснабжения и водоотведения в крупнейших городах России.
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40
12,60 8,80 9,00 13,80 7,40 16 Часто задаваемые вопросы Есть ли необходимость ждать принятия федерального закона о ГЧП? Существуют ли противоречия федеральному законодательству в случае принятия регионального законодательства о ГЧП? В чем разница: ГЧП - концессия - инвестиционный контракт? Есть ли риск переквалификации сделок (ГЧП - концессии - инвестиционные соглашения - государственный заказ)? Контракт жизненного цикла или государственный заказ в рассрочку?