Управление образования администрации Унечского района Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа 5 г. Унеча Проект Тема: «Экология воздушного пространства школы и пришкольного участка» Проект подготовила: Жукова Наталья Игоревна Ученица 10 «а» класса МОУ-СОШ 5 г. Унеча Руководитель проекта: учитель географии Домаренко Татьяна Васильевна
Введение. Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья. В условиях города ни одно общеобразовательное учреждение не может заявить о полном экологическом благополучии. Школьники имеют слабое представление об экологическом состоянии городской среды, но каждому грамотному человеку необходимо знать, в каких экологических условиях он учится, работает, живёт. Наша школа находиться в центре г. Унеча, где проходят оживлённые улицы, что отрицательно сказывается на условиях жизни человека: происходит загрязнение воздуха, почвы и воды, повышается шумовой фон, возрастают стрессовые нагрузки. Всё это негативно влияет на состояние здоровья населения, значительная часть которого школьники. Знать, в каких условиях мы живём и обучаемся, немаловажно!
Цели проекта: -Участие в работе по решению природоохранных задач; -Определение экологического состояния пространства школы и пришкольного участка; -эколого-биологическое образование и проф. самоопределение. Задачи проекта: -Определение уровня загрязнения воздуха внутри здания школы; -Выявление уровня загрязнения воздуха на пришкольном участке; -Уточнение плотности озеленения пришкольного участка; -Определение степени интенсивности движения на автодороге, расположенной рядом со школой -Разработка школьного закона «О чистоте воздуха».
Определение уровня загрязнения воздуха внутри здания школы Этапы исследования: 1. Намазать вазелином полоски белой бумаги; 2. Прикрепить полоски бумаги в учительской, столовой, спортзале, коридоре, в кабинетах: директора, врача, химии, биологии; 3. Через 4 дня посмотреть на полоски бумаги через лупу; 4. Объяснить какие частицы видны на полосках. Откуда они взялись? 5. В каком кабинете частиц меньше всего? 6. Сделать выводы: как эти частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьника и учителя; можно ли обеспечить чистоту в помещениях школы?
Кабинет врача Коридор Кабинет химии Учительская Кабинет директора Столовая Мониторинг воздуха в школьных помещениях
Полученные результаты и выводы: В грязных кабинетах и помещениях школы небезопасно находиться, поскольку пыль оседает на стенках лёгких детей и взрослых, что вызывает различные заболевания, поэтому во всех помещениях необходима более тщательная уборка, а на занятия нужно ходить в сменной обуви. После исследования, старшеклассники стали самостоятельно следить за наличием второй обуви у всех участников образовательного процесса и стали организовывать «дни чистоты» в школе.
Установление уровня загрязнения воздуха на пришкольного участке. Этапы исследования: 1. Описать расположение школы в микрорайоне (определить на каком расстоянии школа находиться от автомобильной дороги, предприятий, магазинов); 2. Изучить степень запылённости воздуха в различных местах пришкольного участка (собрать листья растений на разных участках, сравнить их загрязнённые поверхности); Выводы: Для укрепления здоровья необходимо по выходным выезжать за пределы города в экологически чистые уголки природы; проводить дни здоровья для всех участников учебно- воспитательного процесса.
Мониторинг воздуха на пришкольном участке Фенол Сера СО 2 P b
Экологическое состояние деревьев в различных зонах г. Унеча п/п Зона обследования, учётные показатели Номера деревьев Среднее значение показателей 1Пересечение улиц Октябрьской и Транспортной А) группа запылённости листьев Б) % пигментированных участков В) % отмершей ткани 1 А) 90 – 100% Б) 70% В) 30% 2Защитная зона вдоль ЦРБ А) группа запылённости листьев Б) % пигментированных участков В) % отмершей ткани 2 А) 50 – 70% Б) 45% В) 5 – 10% 3Дворовая посадка ул. Октябрьская, 87 А) группа запылённости листьев Б) % пигментированных участков В) % отмершей ткани 3 А) 30% Б) 5 – 10% В) 1 – 5%
Уточнение плотности озеленения пришкольного участка. Этапы исследования: 1. Подсчитать количество деревьев и кустарников, произрастающих на пришкольном участке; 2.Определить, сколько растений приходиться на одного учащегося; 3. Достаточно ли на территории деревьев для восстановления кислорода в воздухе? Выводы: Наша школа имеет только 88% от необходимого уровня озеленения. Необходимо дополнительное озеленение школы 5 г. Унеча. Весной 2009 года планируется закладка аллеи на пришкольном участке.
Определение степени интенсивности движения на автодороге возле школы. Этапы исследования: 1. Подсчитать количество и виды транспорта (наблюдение проводить 3 раза в день в течение 15 минут: время – часов утра, часов, часов); 2. Подсчитать, сколько грязи выбрасывают за сутки автомобили, проходящие возле школы.
Полученные выводы: Интенсивность движения автотранспорта возле школы высокая, затрудняющая передвижение учащихся на занятия и обратно. За год транспорт выбрасывает в атмосферу около 5 тонн вредных примесей, что усугубляет экологическую обстановку микрорайона школы 5 г. Унеча, поэтому принято решение: -Разработать проект школьного закона «За чистоту воздуха»; - Организовать «Зелёный десант»; - Выпустить листовки «Чистый воздух»; -Обратиться через СМИ к властям города о принятии решительных мер по улучшению экологических условий в микрорайоне школы 5 г. Унеча.
Проект закона «О чистом воздухе» За последние десятилетия стало очевидным, что человек перенасытил природу загрязняющими веществами. Остро встаёт проблема – уберечь окружающую среду и здоровье человека. В рамках Закона предусмотреть: 1. Разработку стандартов по выхлопным газам для грузовых и легковых автомобилей. 2. Запрет на вырубку лесов и зеленых насаждений. 3. Введение в действие очистных сооружений на предприятиях химической промышленности. 4. Осуществление перехода на использование безтопливных источников энергии. 5. Озеленение пришкольных территорий и помещений школы. 6. Установление 3-х разового режима влажной уборки школы. 7. Каждому участнику образовательного процесса иметь сменную обувь. 8. Использовать для ремонта школы экологически-чистые материалы.
Копия письма начальнику ОГИБДД ОВД по Унечскому муниципальному району Пружинину В.И. Уважаемый Виктор Иванович! к Вам обращаются учащиеся МОУ – СОШ5 г. Унеча от имени всех участников образовательного процесса. Наша проблема состоит в следующем: МОУ-СОШ 5 г. Унеча расположена в центре города на пересечении улиц Октябрьской и Транспортной, по которым ежедневно проходит огромное количество транспорта, что не безопасно для учащихся школы ( интенсивность движения автотранспорта возле школы высокая, затрудняющая передвижение учащихся в школу и обратно; сильная загазованность пришкольной территории). В связи с создавшейся ситуацией просим оказать помощь в решении данной проблемы: способствовать размещению на проезжей части ул. Октябрьской и Транспортной ограничителей скорости («Лежащий полицейский») установить знаки, запрещающие проезд большегрузного транспорта по улице Октябрьской установить знаки ограничения скорости до 40 км/час по улице Транспортной. коллектив учащихся МОУ-СОШ.N5 г. Унеча
Проведение социологического опроса «Экологические проблемы, характерные для города Унеча» В опросе участвовали 50 человек, которые относятся к разным социальным слоям населения. Это: руководители муниципальных образований, педагоги, врачи, родители учащихся, прохожие на улицах. Результаты опроса: Загрязнение воздуха 51% Загрязнение воды 42% Утилизация бытовых отходов 7%
Заключение Антропогенное загрязнение среды в наши дни приобрело невероятные масштабы. Достаточно сказать, что каждый автомобиль сжигает за каждые 1-1,5 тыс. км пробега l т., кислорода. Различные источники загрязнений выбрасывают в атмосферу соединении серы, азота, свинца. Известно, что растении помогают очистить воздух от пыли и различных химических веществ. В условиях антропогенного загрязнении атмосферы особую роль приобретает фильтрационная функции зеленых насаждений. Деревья и кустарники могут механически задерживать пыль и химические соединении и усваивать их из окружающей среды. За счет посадок древесно-кустарниковых пород, разбивки газонов можно значительно уменьшить концентрацию токсичных газообразных соединений в воздухе и украсить городской ландшафт. В рамках элективного курса «Ландшафтной экологии» я буду изучать вопросы по благоустройству территорий ( школы, двора, улиц города) и внедрить их в практику.