Развитие мелкой моторики - развитие движений пальцев рук, обеспечивающих возможность тонких и точных манипуляций руками. Развитие ручной умелости – развитие способностей к использованию разнообразных «инструментов», позволяющих ребёнку выполнять различные виды продуктивной деятельности. Развитие зрительно-моторной координации - формирование связи «глаз-рука», обеспечивающей размеренные, пластичные и экономичные движения рук. Виды игровых средств для развития движений рук
Развитие движений рук: Ускоряет процесс функционального созревание мозга ребёнка, т.к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Несёт дополнительную энергию в речевой центр мозга и тем способствует его формированию, а, следовательно, развитию речи и мышления ребёнка. Готовит ребёнка к выполнению графических движений, что во многом определяет степень его готовности к школе.
Человечек Пенфилда
Развитие движений рук 1-ый год жизни Развитие «случайных» движений рук Схватывание и удержание предметов. Притягивание и ощупывание предметов. Развитие «результативных» действия «Выбор» предметов. Постукивание предметом, размахивание им и бросание. Перекладывание предмета из руки в руку. Схватывание и перемещение предметов. Выполнение действий, соответствующих свойствам предметов. Разные виды захватов предметов.
1-ый год жизни (продолжение) Развитие «соотносящих» действий Вкладывания и вынимания предметов из коробки. Закрывание и открывание ёмкостей. Нанизывание крупных предметов. Перемещение предметов в определённом направлении. Манипулирование двумя предметами. Развитие «функциональных» действий Подражание предметным действиям взрослых. Выполнение простых действий с учётом социальной сущности предметов.
2, 3-ий годы жизни Развитие мелкой моторики Раскладывание и сбор предметов различной формы. Нанизывание двух, трёх предметов на различные стержни. Подбор крышек различной формы для ёмкостей. Сборка двухместных и трёхместных предметов. Выполнение начальных приемов лепки. Выполнение начальных приемов работы с бумагой. Простые упражнения пальчиковой гимнастики.
2, 3-ий годы жизни (продолжение) Развитие ручной умелости Выполнение простых орудийных действий. Использование в ходе игр предметов, имитирующих орудия труда. Выполнение отдельных игровых действий «с песком и водой».
4 – 7-ой годы жизни Развитие мелкой моторики Вкладывание предметов различной формы «по месту». Надевание и нанизывание предметов разной формы на различные стержни. Вращение, поворачивание, навинчивание предметов и их частей. Соединение предметов разными способами, закрывание и открывание различных видов «крышек». Выполнение операций со шнурком и застёжками. Овладение различными приёмами лепки. Упорядочение мелких предметов, сбор мозаик.
4 – 7-ой годы жизни (продолжение) Развитие ручной умелости Выполнение широкого спектра орудийных действий. Выполнение различных графических упражнений. Рисование разными инструментами. Выполнение разнообразных игровых действий «с песком и водой».
Виды игровых средств для развития движений рук Поля со вкладышами Рамки и вкладыши Объёмные вкладыши «Нанизалки» Шнуровки и застёжки «Вращалки» Мозаики Наборы для игры с песком и водой Наборы для рукоделия Материалы для графических упражнений Тренажёры
Поля со вкладышами (целая фигура)
Поля со вкладышами (разрезные фигуры)
Рамки и вкладыши
Рамки и вкладыши Монтессори
Объемные вкладыши
Пирамиды
Пирамидки
Пирамидки сюжетные
Бусы
Шнуровки объемные
Шнуровки плоские
Шнуровки плоские (вышивание шнурком)
Застёжки
Волчки
«Вращалки»
Мозаики
Игры с песком и водой
Наборы для творчества
Спирограф и тестплей
Методика работы со спирографом Выбрать: Спирограф с твёрдыми шестерёнками, бортиками у кругов, без остатков отливки. Ручку с хорошим «шариком», но не гелевую, можно многоцветную. Бумагу повышенной плотности, с хорошим впитыванием. Поза: Сидя за низким столиком или стоя за обычным столом. Локоть не должен лежать на столе. Левая рука удерживает линейку. Ручка держится выше обычного.
Методика работы со спирографом (продолжение) Последовательность освоения: Выдать ребёнку малую шестерёнку. Ребёнок должен освоить каждое отверстие последовательно от центра к периферии и представить каталог с изображениями «по каждой дырочке». Затем - среднюю шестерёнку и т.д. Все шестерёнки сразу выдавать нельзя. Взрослый должен использовать «заспинную» технологию, твёрдо отстаивая указанный порядок.