О развитии конкуренции в Хабаровском крае КАЛАШНИКОВ Виктор Дмитриевич Заместитель Председателя Правительства края – министр экономического развития и внешних связей края Итоги проделанной работы по внедрению Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
Требования Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации 1 Определение уполномоченного органа по содействию развитию конкуренции 2 Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа 3 Утверждение перечня приоритетных рынков для содействия развитию конкуренции 4 Разработка плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в регионе 5 Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды 6 Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий 7 Повышение уровня информированности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе Поручение первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова Оказать содействие при внедрении Стандарта до 15 декабря 2014 г. 2
Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае Предварительный этап Создана рабочая группа по внедрению Стандарта в крае (распоряжение Губернатора края 217-р от ) Определены ОИВ края - ответственные соисполнители : Министерство образования и науки Министерство здравоохранения Министерство жилищно-коммунального хозяйства Министерство сельского хозяйства и продовольствия Министерство промышленности и транспорта Министерство информационных технологий и связи Министерство имущественных отношений Комитет государственного заказа Комитет по ценам и тарифам Разработан план по внедрению Стандарта на территории края (утвержден ) 3
коллегиального органа Требование 2: Рассмотрение вопросов содействия развитию конкуренции на заседаниях коллегиального органа Совет по предпринимательству и улучшению инвестиционного климата Хабаровского края определен коллегиальным органом (постановление Губернатора края от 08 августа ) В состав совета в соответствии с требованиями Стандарта внесены изменения (распоряжение Губернатора Хабаровского края от 24 сентября р) уполномоченного органа Требование 1: Определение уполномоченного органа по содействию развитию конкуренции в крае Министерство экономического развития и внешних связей края определено уполномоченным органом по содействию развития конкуренции в субъекте РФ (постановление Правительства края от 16 июля пр) 4 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
1. Рынок услуг в системе дошкольного образования в Хабаровском крае; 2. Рынок медицинских услуг Хабаровского края; 3. Рынок розничной торговли лекарственными средствами Хабаровского края; 4. Рынок жилищно-коммунальных услуг Хабаровского края; 5. Рынок услуг розничной торговли Хабаровского края; 6. Рынок услуг перевозок автомобильным (автобусным) пассажирским транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения Хабаровского края; 7. Рынок предоставления услуг по широкополосному доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет в населенных пунктах Хабаровского края с численностью населения более 9 тыс. человек. Уполномоченным органом проведен опрос предпринимателей ( получено более 650 анкет ) и потребителей ( получено более 1600 анкет ), по результатам опроса и по согласованию с членами рабочей группы определен Перечень рынков: 5 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае 8. Рынок бытовых услуг для жителей малых и отдаленных населенных пунктов Хабаровского края с численностью населения от 100 до 1 тыс. человек; 9. Рынок услуг общественного питания на объектах дорожного сервиса. 8. Рынок бытовых услуг для жителей малых и отдаленных населенных пунктов Хабаровского края с численностью населения от 100 до 1 тыс. человек; 9. Рынок услуг общественного питания на объектах дорожного сервиса.
Разработаны отраслевые планы по выполнению мероприятий «дорожной карты» Подготовлен проект распоряжения Правительства Хабаровского края «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Хабаровском крае», который находится на согласовании в органах исполнительной власти края. 6 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
Основные целевые показатели На рынке дошкольного образования: 1) доля негосударственных дошкольных образовательных организаций (ДОО) от общего числа ДОО в субъекте РФ к 2016 г. должна составить не менее 3 % (в 2014 г. в крае 3,9%); 2) доля негосударственных ДОО, получающих субсидии из бюджета субъекта РФ, от общего числа ДОО, обратившихся за получением субсидии из бюджета субъекта РФ, в субъекте РФ в 2014 году должна составить 100 % (2014 г. в крае – 100%). На рынке жилищно-коммунального хозяйства: 1)доля негосударственных (немуниципальных) управляющих организаций от общего числа управляющих организаций, которые осуществляют деятельность по управлению МКД в населенных пунктах с численностью населения более 100 тыс. жителей, в субъекте РФ к 2016 году должна составить не менее 90 % (в 2014 г. в крае – 91 %); 2)доля объектов энергетики, тепло- и водоснабжения, водоотведения, для утилизации ТБО, переданных ОИВ субъектов РФ и (или) ОМСУ негосударственным (немуниципальным) организациям в концессию или долгосрочную (более 1 года) аренду, к 2016 году должна составить не менее 50 (в 2014 г. в крае – 20 %). На рынке розничной торговли фарм.продукцией: Доля негосударственных аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю фармацевтической продукцией, от общего числа аптечных организаций к 2016 году должна составить не менее 90 % (в 2014 г. в крае – 88 %). Показатели Стандарта = показатели в проекте «дорожной карты»
Основные целевые показатели Показатели Стандарта: 1) доля негосударственных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах пассажирского наземного транспорта от общего числа перевозчиков на данных маршрутах в субъекте РФ к 2016 году должна составить не менее 75 % 2) доля межмуниципальных маршрутов пассажирского наземного транспорта, на которых осуществляются перевозки пассажиров негосударственными перевозчиками, от общего числа данных маршрутов в субъекте РФ к 2016 году должна составить не менее 75 % 3) доля рейсов по межмуниципальным маршрутам пассажирского наземного транспорта, осуществляемых негосударственными перевозчиками, от общего числа рейсов данным маршрутам в субъекте РФ к 2016 году должна составить не менее 50 % 4) доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного ШПД на скорости не менее 1 (один) Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи и (или) провайдерами должна составлять к 2016 г. не менее 60 % В проекте дорожной карты Хабаровского края: Показатели 1-3 в данной формулировке выполнены на 100 % – государственных перевозчиков на межмуниципальных маршрутах нет. Регулярность выполнения рейсов на межмуниципальных маршрутах в Хабаровском крае ежегодно – 95 % 4) доля домохозяйств, имеющих возможность пользоваться услугами проводного или мобильного ШПД на скорости не менее 1 (один) Мбит/сек, предоставляемыми не менее чем двумя операторами связи и (или) провайдерами в населенных пунктах Хабаровского края с населением свыше 9 тыс. человек к 2016 г. – 79 % (2014 г. – 67 %) Показатели Стандарта показатели в проекте «дорожной карты»
Основные целевые показатели Показатели Стандарта: 1) Доля негосударственных медицинских организаций, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, % (к 2016 году - не менее 50 %); 2) Средний рост доли оборота розничной торговли, которая осуществляется на розничных рынках и ярмарках, в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах) в период гг. не менее 5 % в год; 3) доля оборота "магазинов шаговой доступности" в структуре оборота розничной торговли по формам торговли (в фактически действовавших ценах) в МО субъекта РФ к 2016 году должна составить не менее 20 % от общего оборота розничной торговли субъекта РФ В проекте дорожной карты Хабаровского края: Территориальная разобщенность и низкая плотность населения в отдаленных территориях 1) 2014 г. – 12 %; 2016 г. – 13 %. Показатели Стандарта показатели в проекте «дорожной карты» Доля оборота: 2012 г. – 8%; 2013 г. – 6,1 % (торговля в кап.объектах – требование ФЗ) 2) Количество мест на ярмарках, шт г. – 4893; 2016 г. – 4993 востребованность мест 80 % Доля несетевых торговых предприятий - около 80%. Не утвержден статистический инструментарий по учету оборота магазинов "шаговой доступности" 3) Торговая площадь предприятий розничной торговли, тыс. кв. м г. – 867; 2016 г. – 930
Основные целевые показатели Системные показатели Стандарта: 1) отношение числа приватизированных за период гг. имущественных комплексов государственных унитарных (за исключением стратегических предприятий) к общему числу государственных унитарных предприятий, осуществлявших деятельность в период гг., в субъекте РФ к 2016 г. должно составить не менее 75 % 2) отношение числа хозяйственных обществ, акции (доли) которых были полностью приватизированы в период гг., к числу хозяйственных обществ с государственным участием в капитале, осуществлявших деятельность в период гг., в субъекте РФ к 2016 г. должно составить не менее 75 % В проекте дорожной карты Хабаровского края: Количество действующих краевых государственных унитарных предприятий, шт г. – 10; 2016 г. - 6 Количество действующих хозяйственных обществ с государственным участием в капитале, штук 2014 г. – 25; 2016 г Показатели Стандарта показатели в проекте «дорожной карты»
Требование 5: Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг края Уполномоченным органом проведен открытый конкурс на оказание услуг по мониторингу состояния и развития конкурентной среды на социально значимых рынках Хабаровского края. По результатам исследования будут внесены изменения в «дорожную карту». 11 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
Требование 5: Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг края 12 Институт ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Один из инструментов мониторинга состояния конкурентной среды Постановление Правительства Хабаровского края от 16 июня пр «О внедрении процедуры оценки регулирующего воздействия» Выбор наилучшего варианта правового регулирования осуществляется с учетом нескольких основных критериев, в том числе: «предполагаемая польза для соответствующей сферы общественных отношений, выражающаяся в создании благоприятных условий для ее развития и конкуренции » (пункт 5.2) Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
наличие положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, способствующих ограничению конкуренции (требование представления излишних документов, наличие признаков коррупциогенных факторов) Основные причины подготовки отрицательных экспертных заключений : Результаты процедуры ОРВ по состоянию на
механизмов общественного контроля Требование 6: Создание и реализация механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий 1. В сети «Интернет» субъектами естественных монополий размещается информация, предусмотренная к раскрытию в соответствии с действующим законодательством; 2. При комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края действует экспертный совет по урегулированию вопросов ценообразования в сфере деятельности организаций топливно- энергетического комплекса и организаций коммунального комплекса. В его состав входят представители общественных объединений предпринимателей; 3. Сформирован состав межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий: проведено первое заседание. 14 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
На сайте уполномоченного органа создан раздел Конкурентная политика, включающий, в том числе, разделы: - «Стандарт развития конкуренции», - «Перечень рынков», - «Мониторинг». 15 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
Проблемные вопросы по реализации Стандарта Проблемы Дорожной карты: - единые методические требования к Дорожной карте; - отраслевые планы по реализации Дорожной карты; - участие федеральных министерств в работе по конкуренции (координация реализации отраслевых планов); - участие органов местного самоуправления в работе по реализации Стандарта на муниципальном уровне. Репрезентативность и объективность показателей Стандарта Рейтингование субъектов РФ по внедрению Стандарта (в связи с указом Президента РФ 1276) Обучение (сопровождение) по лучшим практикам по развитию конкуренции. 16 Реализация Стандарта развития конкуренции в Хабаровском крае
От развитой добросовестной конкуренции выигрывает потребитель Было Стало 17
О развитии конкуренции в Хабаровском крае КАЛАШНИКОВ Виктор Дмитриевич Заместитель Председателя Правительства края – министр экономического развития и внешних связей края Благодарю за внимание!