Законодательные основы и пути совершенствования нормативно- методической базы обращения с медицинскими отходами академик РАН, д.м.н., проф., Засл. деятель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
Advertisements

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Совместное предприятие общество с ограниченной ответственностью «САХАЛИН-ШЕЛЬФ-СЕРВИС»
Общая стратегия управления отходами в Республике Казахстан Республиканское Государственное Предприятие «Казахский Научно-исследовательский институт экологии.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ФЗ «Об отходах указанным федеральным законом, другими законами и иными нормативно-правовыми.
Организация и проведение производственного контроля на предприятиях.
Федеральный закон от ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 15) Необходимость подготовки лиц, допущенных к обращению с отходами.
Предварительные и периодические медицинские осмотры Игорь Леонидович Путилов Заместитель начальника Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Заместитель министра строительного комплекса и жилищно-коммунального Московской области Витушева Т.С. Стратегия развития Московской области в сфере обращения.
1 Десять главных загрязнителей биосферы (курьер ЮНЕСКО, январь 1973 г.) Диоксид углерода Оксид углерода Сернистый газ Оксиды азота Фосфаты, ртуть, свинец,
Тема 3. Содержание и применение технических регламентов. Кафедра ТВЭ Преподаватель: Стукун Валентина Павловна.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Тема: Федеральное законодательство в области обращения с отходами Тема: Федеральное законодательство в области обращения с отходами.
Нормативы качества окружающей среды. Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды"
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
Транксрипт:

Законодательные основы и пути совершенствования нормативно- методической базы обращения с медицинскими отходами академик РАН, д.м.н., проф., Засл. деятель науки России Н.В.Русаков

Законодательное регулирование обращения с отходами в РФ характеризуется множественностью источников права разного уровня и включает в себя следующие нормативно-правовые документы: Федеральные законы, Кодексы, Постановления Правительства; санитарные нормы и правила; экологические, строительные нормы и правила; стандарты и технические условия; нормы и правила по обращению с опасными веществами и по работе на опасных объектах.

Основным законом в системе управления с отходами является Федеральный закон 89-ФЗ от 24 июня 1998 года "Об отходах производства и потребления".

В преамбуле которого написано, что «Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья».

В соответствии с общепринятым понятием опасные отходы - это твердые или смесь твердых отходов, которые ввиду их природы, концентрации в них химических веществ или инфекционных возбудителей, а также физических факторов могут: а) быть причиной (или в значительной степени способствовать) повышению показателей смертности или увеличения частоты серьезных и необратимых заболеваний, а также болезней, приводящих к состоянию инвалидности;

б) в случае неправильной обработки, хранения, транспортировки, удаления, переработки создать в настоящее время или в будущем потенциальные опасности для здоровья человека или состояния окружающей среды.

Медицинские отходы в большинстве стран давно уже относят к этой категории отходов. Проблемы обращения с медицинскими отходами, включающие в себя системы сбора, удаления, переработки и обезвреживания, в России, к сожалению, находятся на стадии разработки проектов, технологических схем, новых методологий.

Сегодня удаление отходов из медицинских учреждений в нашей стране осуществляется на основе нормативных актов для обращения с бытовыми отходами и документов, регламентирующих работу медицинских учреждений, которые в основном предусматривают ответственность за применение мер по предотвращению распространения инфекционных заболеваний (проведение дезинфекционных мероприятий в требуемом объеме) и за выделение потоков радиоактивных отходов и в меньшей степени токсичных.

Практически в учреждениях здравоохранения потенциально инфицированные отходы (выделения больных, шприцы, бинты, скальпели и т.д.) обезвреживаются химическими дезинфектантами (сильными окислителями, в основном, содержащими активный хлор), жидкая и полужидкая части сбрасываются в канализацию, твердая - вывозится с твердыми бытовыми отходами на свалку или полигоны.

Все это свидетельствовало о том, что в Российском законодательстве не был определен порядок обращения с таким специфическим видом отходов, как медицинские.

Ярким исключением явился выход в 1998 г. «Временных рекомендаций по правилам обращения с отходами здравоохранения», утвержденных Главным государственным санитарным врачом по Санкт-Петербургу, в которых была дана классификация отходов здравоохранения и впервые в нашей стране введено понятие «опасные (рискованные)» отходы здравоохранения (ОРОЗ).

В 1999 г. вышли санитарные правила и нормы, Сан ПиН «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно- профилактических учреждений», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации г, 2, в котором также была дана другая классификация отходов ЛПУ по их опасности, но при этом были учтены основные положения вышеуказанных рекомендаций.

Оба документа не лишены недостатков, в первую очередь, обращает внимание отсутствие единой терминологии (отходы здравоохранения, отходы лечебно- профилактических учреждений). Но оба этих документа заложили основу обращения с медицинскими отходами. С учетом принятой международной терминологии данное их название было утверждено в переработанном с учетом замечаний Сан ПиНе «Санитарно-эпидемиологическийййе требования к обращению с медицинскими отходами».

В Законе Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» указано, что обращение с отходами должно осуществляться с учетом класса их опасности. В представленных санитарных правилах 1999 и 2010 годов опасность медицинских отходов представлена 5 классами: неопасные, близкие к бытовым – класс А, опасные (рискованные) - Б класс, чрезвычайно опасные - В класс, Г класс - близкие к промышленным и Д класс - радиоактивные отходы.

Действующее федеральное законодательство в области обращения с отходами базируется на нормах Федерального закона «Об отходах производства и потребления». который был принят в 1998 году и давно нуждается в актуализации. В настоящее время в Общественной палате и Государственной Думе идут обсуждения предложений по его совершенствованию. Принятый в 2008 г. Федеральный закон 309 вывел из объектов регулирования Федерального закона 89 «Об отходах производства и потребления» медицинские и биологические отходы.

Это привело к тому, что данные виды отходов, а также осадки сточных вод оказались вне поля государственного регулирования. При обсуждении мы высказали это замечание и дали предложение, что основополагающий закон об отходах должен распространяться на все их виды – химические, биологические, медицинские, физические.

Определенную надежду на дальнейшее совершенствование законодательной базы по обращению с медицинскими отходами дает выход в 2011 году Федерального закона 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В статье 49 дано новое определение «Медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патологоанатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий».

Законодательно утверждена ранее нами разработанная классификация их опасности – «Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности: Класс А – эпидемиологическиййй безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам). Класс Б – эпидемиологическиййй опасные отходы. Класс В – чрезвычайно эпидемиологическиййй опасные отходы. Класс Г – токсикологический опасные отходы 1-4 классов опасности. Класс Д – радиоактивные отходы.

Решение проблем обращения с медицинскими отходами в стране, выработка предложений по совершенствованию управления с учетом существующих в мировой практике современных подходов к организации их сбора, транспортировки, обеззараживания, обезвреживания, утилизации или захоронения является важной государственной и общественной задачей.