ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (из опыта работы ) Проценко Т.Н. – зам. директора по учебной работе ОБОУ СПО «ЖГМК»
«Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности». – определение ISO Качество:
273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ» Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия ФГОС… и потребностям физического и юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Система менеджмента качества (СМК) ПОО совокупность организационной структуры, документации, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.
С чего все начиналось? Заинтересованность руководства в повышении качества предоставляемой образовательной услуги Назначение представителя руководства по качеству Создание Совета по качеству Создание Отдела качества Повышение квалификации персонала по вопросам СМК Изучение требований МС ИСО 9000, опыта других ОУ
Основа для построения СМК : - Философия TQM (Всеобщего менеджмента качества), предполагающая непрерывное улучшение качества с целью удовлетворения потребностей и ожидания потребителей - Международные стандарты ИСО 9000, основанные на принципах, близких к TQM
Семейство стандартов ИСО 9000:2000 ИСО 9000 определяет основные положения СМК и основные понятия ИСО 9001 определяет требования к СМК ИСО 9004 – рекомендации по улучшению деятельности (для развития СМК) Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО в сфере образования
Принципы ISO 9001:2000 ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МЕНЕДЖМЕНТУ ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ВОВЛЕЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОСНОВАННОЕ НА ФАКТАХ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ ОСНОВАННОЕ НА ФАКТАХ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ВЗАИМО- ВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКОМ ВЗАИМО- ВЫГОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСТАВЩИКОМ НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА ISO 9001:2000
Этапы создания СМК (согласно ИСО ) Разработка Документирование Внедрение Поддержание в рабочем состоянии Постоянное улучшение
Разработка СМК Организационная структура Ответственность Процессы и ресурсы
Организационная структура обеспечивает непосредственное управление процессами колледжа на каждом уровне, включает всех линейных руководителей, осуществляющих управление и координацию работ в рамках определенного процесса
Процессы и ресурсы В колледже определены: процессы, необходимые для системы менеджмента качества последовательность и взаимодействие этих процессов ресурсы и информация, необходимые для поддержки этих процессов и их мониторинга
Модель процессов ЖГМК
Основные процессы колледжа ПРОЦЕСС ПРЕДОСТА- ВЛЕНИЯ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Сформированные профессиональные компетенции) Морально- нравственные качества, гражданская позиция выпускников (ключевые компетенции) ПРОЦЕСС ПРОЕКТИ- РОВАНИЯ ОБРАЗОВА- ТЕЛЬНЫХ УСЛУГ Примерные образовательные программы Требования рынка образовательных услуг, рынка труда ФГОС СПО по специальности Опыт персонала колледжа Преподаватели, вспомогательные службы колледжа Технические, финансовые и информационные ресурсы ЗУН абитуриентов ППССР ППКРС Учебный план Расписание занятий
Сведения о процессе (спецификация): Входные и выходные данные Руководитель процесса Потребители процесса и их требования Поставщики процесса Виды деятельности в рамках данного процесса Регламентирующая документация Требуемые ресурсы
Приложения к спецификации: Цели процесса и показатели их достижения; Мероприятия по улучшению процесса
Виды документации Устанавливающая требования Содержащая свидетельства выполнения этих требований
Устанавливающая требования: руководство по качеству (РК); спецификации процессов (СП); документированные процедуры (ДП): карты процессов (КП); положения, регламентирующие процессы колледжа (ПРП); положения о структурных подразделениях (ПСП); рабочие инструкции (РИ); методические инструкции (МИ); должностные инструкции (ДИ);
Руководство по качеству содержит: область применения системы менеджмента качества, включая подробности и обоснование любых исключений; документированные процедуры, разработанные для системы менеджмента качества, или ссылки на них; описание взаимодействия процессов системы менеджмента качества.
Содержащая свидетельства выполнения требований - записи Отчет ы Планы Протоколы Приказы (распоряжения) Результаты анализа Акты Списки Ведомости Результаты анкетирования Журналы Зачетные книжки и другие…
Стадии управления документацией 1. Определение потребности в документе 2. Планирование разработки 3. Разработка, оформление 4. Определение статуса документов 5. Проверка 6. Утверждение, ввод в действие 7. Регистрация, учет 8. Размножение, распределение 9.Хранение:– место хранения– сроки хранения 10. Анализ, актуализация, внесение изменений, переутверждение 11. Отмена 12.Изъятие, утилизация 13.Архивирование:-место хранения-сроки хранения, лет
Высшее руководство Директор Заместители директора Заведующие отделениями Начальники отделов
Планирование деятельности
Человеческие ресурсы Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом.
Инфраструктура здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда; оборудование службы обеспечения (транспорт, связь, питание).
Жизненный цикл продукции Планирование процессов выпуска Процессы, связанные с потребителем Проектирование и разработка Закупки Реализация образовательного процесса Измерение, анализ, улучшение
Измерение, анализ, улучшение «Мониторинг» от лат. «предостерегающий». Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату. Внутренние аудиты – проверки, выявляющие соответствие требованиям документов.
Мониторинг и измерение процессов СК Путем проведения ежегодной самооценки деятельности колледжа в области качества Всестороннее обследование колледжа, итогом которого является тщательно обсужденное мнение персонала о результативности и эффективности осуществляемой деятельности
В рамках мониторинга проводятся следующие мероприятия: -входной контроль и проверка остаточных знаний студентов - комплексные контрольные работы на 4 курсе - интернет-экзамен как внешняя экспертиза качества обучения - внутренняя оценка удовлетворённости студентов и преподавателей - оценка деятельности администрации работниками колледжа - внешняя оценка качества подготовки специалистов работодателями
Управление несоответствующей продукцией
Корректирующие и предупреждающие действия После проведения корректирующих мероприятий проводится анализ их эффективности, информация о котором доводится до руководства колледжа и заинтересованных лиц После проведения предупреждающих мероприятий проводится анализ их эффективности, информация о котором доводится до руководства колледжа, а также до заинтересованных лиц.
Цикл Деминга 1 Планирование 2 Выполнение 3 Проверка 4 Действия
В 2012 году ОБОУ СПО «Железногорский горно- металлургический колледж» стал лауреатом Премии Губернатора Курской области по качеству и был удостоен диплома. :
Колледж стал дипломантом конкурса РОСОБРНАДЗОРА «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования 2012 года»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!