Лихогруд Николай Часть первая
GPU - Graphics Processing Unit GPGPU - General-Purpose computing on GPU, вычисления общего вида на GPU Первые GPU от NVIDIA с поддержкой GPGPU – GeForce восьмого поколения, G80 (2006 г) CUDA - Compute Unified Device Architecture Программно-аппаратная архитектура от Nvidia, позволяющая производить вычисления с использованием графических процессоров GPGPU & CUDA
CUDA растет
Ускорители в top500
Преимущества GPGPU Соотношения Цена\производительность Производительность\энергопотребление
Green500
Эффективность энергопотребления
Развлечения Профессиональная графика Высокопроизводительные вычисления Семейства GPU Nvidia
Как устроено GPU?
Compute Capability CUDA развивалась постепенно, многие возможности API недоступны на старых архитектурах Возможности устройства определяются его Compute Capability. Для эффективного программирования с использованием GPU нужно учитывать Compute Capability используемого устройства
Compute Capability Поколение Tesla ( не путать с линией продуктов для HPC ) 1.1 – базовые возможности CUDA, атомарные операции с глобальной памятью атомарные операции с общей памятью, warp vote-функции 1.3 – вычисления с двойной точностью Поколение Fermi новая архитектура чипа, ECC, кеши L1 и L2, асинхронное выполнение ядер, UVA и др новая архитектура warp scheduler-ов Поколение Kepler 3.0, 3.2 – Новая архитектура чипа, Unified memory programming, warp shfl и др Динамический параллелизм, Hyper Queqe и др. Поколение Maxwell sm_50 and sm_52 – Новая архитектура чипа ….
CPU Intel Core I-7 Небольшое число мощных независимых ядер 2,4,6,8 ядер, 2,663,6ГГц каждое Каждое физическое ядро определяется системой как 2 логических и может параллельно выполнять два потока (Hyper- Threading) 3 уровня кешей, большой кеш L3 На каждое ядро L1=32KB (data) + 32KB ( Instructions), L2=256KB Разделяемый L3 до 20 mb Обращения в память обрабатываются отдельно для каждого процесса\нити Core I7-3960x, 6 ядер, 15MB L3
Fermi: Streaming Multiprocessor (SM) Потоковый мультипроцессор «Единица» построения устройства (как ядро в CPU): 32 скалярных ядра CUDA Core, ~1.5ГГц 2 Warp Scheduler-а Файл регистров, 128KB 3 Кэша – текстурный, глобальный (L1), константный(uniform) PolyMorphEngine – графический конвейер Текстурные юниты 16 x Special Function Unit (SFU) – интерполяция и трансцендентная математика одинарной точности 16 x Load/Store
Fermi: Чип в максимальной конфигурации 16 SM 512 ядер CUDA Core Кеш L2 758KB GigaThreadEngine Контроллеры памяти DDR5 Интерфейс PCI
Kepler: SMX 192 cuda core 64 x DP Unit 32 x SFU 32x load/store Unit 4 x warp scheduler 256KB регистров
15 SXM = 2880 cuda core Kepler: Чип в максимальной конфигурации
Вычислительная мощность
Пропускная способность памяти
Сравнение GPU и CPU Сотни упрощённых вычислительных ядер, работающих на небольшой тактовой частоте ~1.5ГГц (вместо 2-8 на CPU) Небольшие кеши 32 ядра разделяют L1, с двумя режимами: 16KB или 48KB L2 общий для всех ядер, 768 KB, L3 отсутствует Оперативная память с высокой пропускной способностью и высокой латентностью Оптимизирована для коллективного доступа Поддержка миллионов виртуальных нитей, быстрое переключение контекста для групп нитей
Утилизация латентности памяти Цель: эффективно загружать Ядра Проблема: латентность памяти Решение: CPU: Сложная иерархия кешей GPU: Много нитей, покрывать обращения одних нитей в память вычислениями в других за счёт быстрого переключения контекста
Утилизация латентности памяти GPU: Много нитей, покрывать обращения одних нитей в память вычислениями в других за счёт быстрого переключения контекста За счёт наличия сотен ядер и поддержки миллионов нитей (потребителей) на GPU легче утилизировать всю полосу пропускания
Из чего состоит программа с использованием CUDA?
Вычисления с использованием GPU Программа, использующая GPU, состоит из: Кода для GPU, описывающего необходимые вычисления и работу с памятью устройства Кода для CPU, в котором осуществляется Управление памятью GPU – выделение / освобождение Обмен данными между GPU/CPU Запуск кода для GPU Обработка результатов и прочий последовательный код
GPU рассматривается как периферийное устройство, управляемое центральным процессором GPU «пассивно», т.е. не может само загрузить себя работой Код для GPU можно запускать из любого места программы как обычную функцию «Точечная», «инкрементная» оптимизация программ Вычисления с использованием GPU
Терминология CPU Будем далее называть «хостом» (от англ. host ) код для CPU - код для хоста, «хост-код» ( host-code ) GPU будем далее называть «устройством» или «девайсом»(от англ. device) код для GPU – «код для устройства», «девайс-код» ( device-code ) Хост выполняет последовательный хост- код, в котором содержатся вызовы функций, побочный эффект которых – манипуляции с устройством.
Код для GPU (device-code) Код для GPU пишется на C++ с некоторыми надстройками: Атрибуты функций, переменных и структур Встроенные функции Математика, реализованная на GPU Синхронизации, коллективные операции Векторные типы данных Встроенные переменные threadIdx, blockIdx, gridDim, blockDim Шаблоны для работы с текстурами … Компилируется специальным компилятором cicc
Код для CPU (host-code) Код для CPU дополняется вызовами специальных функций для работы с устройством Код для CPU компилируется обычным компилятором Кроме конструкции запуска ядра >> Функции линкуются из динамических библиотек
Сложение векторов Вектор A Вектор B Результат ld st
Сложение векторов Без GPU: С GPU for (int i = 0; i < N; i++) { c[i] = a[i] + b[i]; } {// на CPU: ; } {// на GPU в нити с номером threadIndex: c[threadIndex] = a[theadIndex] + b[threadIndex]; }
GPU работает по методу SPMD - единая программа, множество данных Задается программа (CUDA kernel) Запускается множество нитей (CUDA grid) Каждая нить выполняет копию программы над своими данными SPMD & CUDA
CUDA Grid Хост может запускать на GPU множества виртуальных нитей Каждая нить приписана некоторому виртуальному блоку Грид (от англ. Grid-сетка ) – множество блоков одинакового размера Положение нити в блоке и блока в гриде индексируются по трём измерениям (x,y,z)
Грид задаётся количеством блоков по x,y,z (размер гряда в блоках) и размерами каждого блока по x,y,z Ели по z размер гряда и блоков равен единице, то получаем плоскую прямоугольную сетку нитей CUDA Grid
Двумерный грид из трёхмерных блоков Логический индекс по переменной z у всех блоков равен нулю Каждый блок состоит из трёх «слоёв» нитей, соответствующих z=0,1,2 CUDA Grid пример
CUDA Kernel («Ядро») Нити выполняют копии т.н. «ядер» - специально оформленных функций, компилируемых под GPU Нет возвращаемого значения (void) Атрибут __global__ __global__ void kernel (int * ptr) { ptr = ptr + 1; ptr[0] = 100; ….; //other code for GPU }
Терминология Хост запускает вычисление ядра на гриде нитей Иногда «на гриде нитей» опускается Одно и то же ядро может быть запущено на разных грядах
Запуск ядра kernel >>(params); kernel – имя ядра, params – параметры ядра, копию которых получит каждая нить execution configuration: >> dim3 - структура, определённая в CUDA Toolkit struct dim3 { unsigned x,y,z; dim3(unsigned vx=1, unsigned vy=1, unsigned vz=1); }
Запуск ядра kernel >>(params); kernel – имя ядра, params – параметры ядра, копию которых получит каждая нить execution configuration: >> dim3 gridDim - размеры гряда в блоках число блоков = gridDim.x * gridDim.y * gridDim.z dim3 blockDim - размер каждого блока число нитей в блоке = blockDim.x * blockDim.y * blockDim.z
Запуск ядра Рассчитать грид: dim3 blockDim = dim3(512); gridDim = dim3( (n – 1) / Запустить ядро с именем kernel kernel >>(…);
Ориентация нити в гриде Осуществляется за счёт встроенных переменных: dim3 threadIdx - индексы нити в блоке dim3 blockIdx - индексты блока в гриде dim3 blockDim - размеры блоков в нитях dim3 gridDim - размеры гряда в блоках Линейный индекс нити в гриде: int gridSizeX = blockDim.x*gridDim.x; int gridSizeAll = gridSizeX * gridSizeY * gridSizeZ int threadLinearIdx = (threaIdx.z * gridSizeY + threadIdx.y) * gridSizeX + threadIdx.x
Пример: ядро сложения Каждая нить Получает копию параметров Рассчитывает свой элемент выходного массива __global__ void sum_kernel( int *A, int *B, int *C ) { int threadLinearIdx = blockIdx.x * blockDim.x + threadIdx.x; //определить свой индекс int elemA = A[threadLinearIdx ]; //считать нужный элемент A int elemB = B[threadLinearIdx ]; // считать нужный элемент B C[threadLinearIdx ] = elemA + elemB; //записать результат суммирования }
Host Code Выделить память на устройстве Переслать на устройство входные данные Рассчитать грид Размер гряда зависит от размера задачи Запустить вычисления на гриде В конфигурации запуска указываем грид Переслать с устройства на хост результат
Выделение памяти на устройстве cudaError_t cudaMalloc ( void** devPtr, size_t size ) Выделяет size байтов линейной памяти на устройстве и возвращает указатель на выделенную память в *devPtr. Память не обнуляется. Адрес памяти выровнен по 512 байт cudaError_t cudaFree ( void* devPtr ) Освобождает память устройства на которую указывает devPtr. Вызов cudaMalloc(&p, N*sizeof(float)) соответствует вызову p = malloc(N*sizeof(float));
Копирование памяти cudaError_t cudaMemcpy ( void* dst, const void* src, size_t count, cudaMemcpyKind kind ) Копирует count байтов из памяти, на которую указывает src в память, на которую указывает dst, kind указывает направление передачи cudaMemcpyHostToHost– копирование между двумя областями памяти на хосте cudaMemcpyHostToDevice – копирование с хоста на устройство cudaMemcpyDeviceToHost – копирование с устройства на хост cudaMemcpyDeviceToDevice – между двумя областями памяти на устройстве Вызов cudaMemcpy() с kind, не соответствующим dst и src, приводит к непредсказуемому поведениюcudaMemcpy()
Пример кода хоста int n = getSize(); // размер задачи int nb = n * sizeof (float); // размер размер задачи в байтах float *inputDataOnHost = getInputData(); // входные данные на хосте float *resultOnHost = (float *)malloc( nb ); float *inputDataOnDevice = NULL, *resultOnDevice = NULL; cudaMalloc( (void**)& inputDataOnDevice, nb); cudaMalloc( (void**)& resultOnDevice, nb); Приходится дублировать указатели для хоста и GPU Выделение памяти на GPU
Копирование результата на хост Пример кода хоста cudaMemcpy(inputDataOnDevice, inputDataOnHost, nb, cudaMemcpyHostToDevice); dim3 blockDim = dim3(512); dim3 gridDim = dim3((n – 1) / ); kernel >> (inputDataOnDevice, resultOnDevice, n); cudaMemcpy(resultOnHost, resultOnDevice, nb, cudaMemcpyDeviceToHost); cudaFree(inputDataOnDevice); cudaFree(resultOnDevice); Копирование входных данных на GPU Запуск ядра Освободить память
Как реализовать выполнение миллионов нитей на имеющейся архитектуре?
CUDA и классификация Флинна Архитектура ЭВМ SIMD – все процессы одновременно выполняют одну инструкцию MIMD – каждый процесс выполняется независимо от других, SMP – все процессы имеют равные права на доступ к памяти MPPNUMAcc-NUMAMISDSISD
Nvidia SIMT SIMD MIMD(SMP) CUDA и классификация Флинна У Nvidia собственная модель исполнения, имеющая черты как SIMD, так и MIMD: Nvidia SIMT: Single Instruction – Multiple Thread
SIMT: виртуальные нити, блоки Виртуально все нити: выполняются параллельно (MIMD) Имеют одинаковые права на доступ к памяти (MIMD :SMP) Нити разделены на группы одинакового размера (блоки): В общем случае (есть исключение), глобальная синхронизация всех нитей невозможна, нити из разных блоков выполняются полностью независимо Есть локальная синхронизация внутри блока, нити из одного блока могут взаимодействовать через специальную память Нити не мигрируют между блоками. Каждая нить находится в своём блоке с начала выполнения и до конца.
SIMT: аппаратное выполнение Все нити из одного блока выполняются на одном мультипроцессоре (SM) Максимальное число нитей в блоке – 1024 Блоки не мигрируют между SM Распределение блоков по мультироцесссорам непредсказуемо Каждый SM работает независимо от других Виртуальный блок нитей GigaThread engine Блоки программы
Блоки и варпы Блоки нитей по фиксированному правилу разделяются на группы по 32 нити, называемые варпами (warp) Все нити варпа одновременно выполняют одну общую инструкцию (в точности SIMD-выполнение) Warp Scheduler на каждом цикле работы выбирает варп, все нити которого готовы к выполнению следующей инструкции и запускает весь варп Варп Warp Scheduler Виртуальный блок нитей
Ветвление (branching) Все нити варпа одновременно выполняют одну и ту же инструкцию. Как быть, если часть нитей эту инструкцию выполнять не должна? if( ), где значение условия различается для нитей одного варпа Эти нити «замаскируются» нулями в специальном наборе регистров и не будут её выполнять, т.е. будут простаивать
Несколько блоков на одном SM SM может работать с варпами нескольких блоков одновременно Максимальное число резидентных блоков на одном мультипроцессоре – 8 Максимальное число резидентных варпов – 48 = 1536 нитей Варп Виртуальны й блок нитей Warp Scheduler
Загруженность (Occupancy) Чем больше нитей активно на мультипроцессоре, тем эффективнее используется оборудование Блоки по 1024 нити – 1 блок на SM, 1024 нити, 66% от максимума Блоки по 100 нитей – 8 блоков на SM, 800 нитей, 52% Блоки по 512 нитей – 3 блока на SM, 1536 нитей, 100%
SIMT и глобальная синхронизация В общем случае, из-за ограничений по числу нитей и блоков на одном SM, не удаётся разместить сразу все блоки программы на GPU Часть блоков ожидает выполнения Поэтому в общем случае невозможна глобальная синхронизация Блоки выполняются по мере освобождения ресурсов Нельзя предсказать порядок выполнения блоков Если все блоки программы удалось разместить, то возможна глобальная синхронизация через атомарные операции Вручную, специальная техника «Persistent Threads»
SIMT и масштабирование Виртуальное GPU может поддерживать миллионы виртуальных нитей Виртуальные блоки независимы Программу можно запустить на любом количестве SM Аппаратное Мультипроцессоры независимы Можно «нарезать» GPU c различным количеством SM
SIMT нить варп блок программа Nvidia SIMT-все нити из одного варпа одновременно выполняют одну инструкцию, варпы выполняются независимо SIMD – все нити одновременно выполняют одну инструкцию MIMD – каждая нить выполняется независимо от других, SMP – все нити имеют равные возможности для доступа к памяти MIMD SIMD
Выводы Хорошо распараллеливаются на GPU задачи, которые: Имеют параллелизм по данным Одна и та же последовательность вычислений, применяемая к разным данным Могут быть разбиты на подзадачи одинаковой сложности подзадача будет решаться блоком нитей Каждая подзадача может быть выполнена независимо от всех остальных нет потребности в глобальной синхронизации
Выводы Хорошо распараллеливаются на GPU задачи, которые: Число арифметических операций велико по сравнению с операциями доступа в память для покрытия латентности памяти вычислениями Если алгоритм итерационный, то его выполнение может быть организовано без пересылок памяти между хостом и GPU после каждой итерации Пересылки данных между хостом и GPU накладны