Педагогическое сопровождение как явление Анохина В.М., 1 курс, «Среднее образование»
Смысл педагогического сопровождения Поддержание, стимулирование, развитие позитивной активности, инициативы, социального творчества, действительной самостоятельности самих школьников Предоставление права и возможности выбора и принятия инициативных решений, адекватных возрасту и опыту ответственности за реальное использование этого права
Что значит «сопровождать»? Приобщать к проектной и аналитической работе Приобщать к овладению навыками и опытом САМО- управления познания развития оценки
Объекты педагогического сопровождения
Универсальность обучения и воспитания Происходят со всеми Происходят всегда Происходят везде Педагогическое сопровождение также универсально: в образовательном учреждении в трудовом коллективе в армии в тюрьме
Потребность в педагогическом сопровождении Взаимный процесс Педагогическое сопровождение – это выражение ОТНОШЕНИЯ педагога к «сопровождаемым», к реализации их индивидуальной траектории развития
Главные процессы для развития ребенка Обучение Воспитание Педагогическое сопровождение Отвечают на вопросы: Для чего? Чему? Что? Наполняют процесс содержательно Отвечает на вопрос: Как? Наполняет процесс технологически Обеспечивает качество и эффективность обучения и воспитания Взаимосвязаны, так как их объединяет: 1) человеческий материал; 2) общие цели; 3) общее дело; 4) необходимость ответа на названные выше вопросы
Личностный характер педагогического сопровождения
Положения Содержание Цель педагогического сопровождения Совершенствование, повышение качества профессиональной деятельности педагога Задачи Достижение адекватности технологии целям и содержанию учебно-воспитательного процесса Стимулирование положительной активности учеников Развитие личностно-профессиональных качеств педагога Содержание Развитие творческого сотрудничества и взаимодействия педагога и ребят Обеспечение индивидуального и личностно ориентированного подхода к детям Тактическое решение стратегических задач развития детей и детских сообществ Технологии Установление позитивной социально-психологической атмосферы развития ребенка в коллективе Изучение детей, их личностных потенциалов Поддержка на пути их реализации Критерии эффективности Успешность учебно-воспитательной деятельности педагога Позитивная динамика развития коллектива и отдельных ребят Укрепление взаимодействия и взаимовлияния педагога и ребят Результаты Повышение уровня активности ребят Обоюдная удовлетворенность педагога и детей совместной деятельностью Полнота самореализации педагога и школьников Личностно-профессиональное развитие педагога Отсроченные результаты – кем и какими стали выпускники школы
Педагогическое сопровождение в прошлом Как одна из основ гуманистических педагогических концепций Как проявление культуры личности и профессионального мастерства учителя, воспитателя
Педагогическое сопровождение в современной школе Становится объективной необходимостью Решающий фактор эффективности работы с современными школьниками Свидетельство высокой квалификации педагога
Основы педагогического сопровождения Хорошее знание детского коллектива Хорошее знание ребенка и его личностных потенциалов Уважение ребенка Педагогический оптимизм Такт Способность выслушать Одобрение достойного в ребенке Не навязывается правильная точка зрения
Трудности педагогического сопровождения Объективные Субъективные Обусловлены: составом сопровождаемых: количество качество пространство время неготовность учителя: недостаточность опыта нежелание/неумение понять ребят, происходящее
При педагогическом сопровождении учитывается Общее – то, что присуще любому процессу педагогического сопровождения Общее – то, что присуще любому процессу педагогического сопровождения Особенное –то, что присуще детскому коллективу, ребенку (статус, возраст, социальный опыт, структура отношений в сообществе) Особенное –то, что присуще детскому коллективу, ребенку (статус, возраст, социальный опыт, структура отношений в сообществе) Единичное – конкретная ситуация, т.е. данный человек в данных условиях Единичное – конкретная ситуация, т.е. данный человек в данных условиях
Педагогическое сопровождение одаренного ребенка Выявление одаренности Предупреждение или преодоление противостояния способных и остальных Предупреждение/преодоление зазнайства одаренных Предупреждение/преодоление недоброжелательности к ним остальных
Выводы Гуманистический подход не исключает твердого руководства, требовательности, дисциплины, соблюдения обязанностей, норм и правил общественного существования Гуманистический подход не исключает твердого руководства, требовательности, дисциплины, соблюдения обязанностей, норм и правил общественного существования Цель педагогического сопровождения: не предохранение ребенка от ошибок, а развитие активности и достижения новых рубежей в жизни Цель педагогического сопровождения: не предохранение ребенка от ошибок, а развитие активности и достижения новых рубежей в жизни ПС – образ профессиональных действий педагога, который ориентирует на поддержку положительной активности учеников ПС – воплощение гуманистической профессиональной идеологии ПС – содружество взрослого и ребенка ПС помогает раскрыться потенциалу ребенка ПС – образ профессиональных действий педагога, который ориентирует на поддержку положительной активности учеников ПС – воплощение гуманистической профессиональной идеологии ПС – содружество взрослого и ребенка ПС помогает раскрыться потенциалу ребенка
Источник Вульфов, Б.З. Педагогическое сопровождение как явление [Текст] / Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи / Б.З. Вульфов // Материалы международной научной конференции. – Ярославль, – С