Для обучающихся 1 классов Подготовила учитель-логопед МОУ «СОШ 7» Федорова Т.Н.
Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико- грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. 2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. 3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу и т.п. 6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений. 7. Развитие мелкой моторики моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. 8. Развитие тактильных ощущений. 9. Расширение «поля зрения» ребенка. 10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
Игра «Электронная муха»
У,И,М,П,Г,Т,Х и т.д.
П Н М Л Х У
Поваляева М.А. Профилактика и коррекция письменной речи. Феникс, Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, Как подготовить ребенка к школе. М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г. Князева. – М.: Новая школа, Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. – СПб.: Лань, Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. – М.: Владос, Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М. Владос, 1999.