Как отследить, что учитель на уроках реализует ФГОС?
«Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирования готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умения выходить из ситуации выбора без стресса!» (из доклада ЮНЕСКО по образованию в 21 веке) «Трансформация из ученика в обучающегося возлагает на него долю ответственности за свое обучение» Учитель – тьютор – сопровождает.
ФГОС узаконил развивающее обучение. В развивающем обучении учитель управляет процессом развития ребёнка.
Целевой компонент Содержательный компонент Методы обучения Формы учебной работы Средства обучения Взаимодействие учителя и обучающегося.
Традиционный урок Урок РО по ФГОС - Широкое использование образной наглядности - знаково-символические ср-ва: модели, схемы, таблицы, чертежи и т.п. (например, модель предложения, схема состава слова..) - Обязательное использование индивидуального раздаточного материала; -использование ТСО (презентация- наглядность, спроецированная на экран)
Традиционное обучение Развивающее обучение - Преобладает фронтальная работа -Разнообразие форм, широкое использование работы в парах, индивидуальная самостоятельная работа (у доски никого), работа в группах. Ученик – субъект обучения(хочет и может учиться): должен сам ставить учебную задачу, выбирать адекватнее учебнее действия для решения задачи, сам себя контролировать.
ТОРО - Объяснительно – иллюстративный или репродуктивный (знания даются в готовом виде) Проблемный метод: частично- поисковый (ставится проблема и дети решают её под руководством учителя), исследовательский (ставится проблема и дети её решают без учителя, в микрогруппах)
ТОРО -Преобладают знания, умения и навыки (ЗУНы), упражнения типовее, по образцу -Дети решают практические задачи (к- ее определяют, что делать) -Компетентностный подход (дети должны уметь решать различнее практические задания, используя свои знания); - на уроке должны быть задания, с помощью которых дети приобретают опыт; мышление начинается с решения проблемной ситуации. - дети решают учебнее задачи (к-ее опр- ют, как делать); УУД – широкие способы действия.(вопросы: «Как ты это сделаешь? Покажи» или «Научи другого», «Составь памятки», «Научи родителей или своего соседа»)
ТОРО -цели в уроке обычно отсутствуют -Учитель может ставить цели и привлекает детей к постановке цели. Дети принимают цели. Чаще задавать вопросы: «Чему учимся?», «Для чего выполняем?», т.е. мотивация.
ТОРО -ребёнок пассивен -Объект педагогических позиций, наблюдает -Дети взаимодействуют в основном с учителем -Учитель «над детьми» -Активность самих детей, а не учителя -Дети должны делать сами (деятельностный подход) -Дети взаимодействуют в группах, парах (учебное сотрудничество); -Благоприятный климат, доброжелательность -Учитель – соратник, вместе с детьми, сотрудничает; -Стиль общения - гибкий (демократический и авторитарный); -Учет индивидуальных, возрастных особенностей через дифференцированный подход (разноуровневее задания); -Прослеживать динамику развития(ребёнка сравнивать с самим собой); -Учитель должен осуществлять педагогическую поддержку, помогать; -Здоровьесбережение.