Анализ программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ Гаврилова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования БОУ ДПО «ИРООО»
Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования В настоящее время примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования является программа «Успех»
Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования В отсутствии других примерных основных общеобразовательных программ образовательному учреждению весьма сложно сделать выбор образовательных программ (комплексных и парциальных), а также методических пособий и технологий, необходимых для разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГТ.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования До 2005 года существовала процедура государст-венной экспертизы программ дошкольного образова-ния. С 2005 года в соответствии с приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2005 г. 107 «Об экспертизе учебников» процедура экспертизы изменилась. Экспертизе подлежат только учебники, используе-мые в образовательном процессе ОУ.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования Программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста и методические пособия, используются в образовательном процессе образовательных учреждений без рекомендаций Минобрнауки России. Поэтому сегодня нет ни одной программы, имеющей гриф Министерства.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования В настоящее время ведется разработка проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Важно, что в данный законопроект включены положения о наделении Министерства образования и науки Российской Федерации полномочиями по утверждению перечня соответствующих примерных основных образовательных программ. Данный перечень будет утверждаться по результатам экспертизы таких примерных программ.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех» и другие комплексные программы дошкольного образования, авторские коллективы которых в настоящее время корректируют свои программы, дорабатывают их на предмет соответствия ФГТ («Радуга», «Из детства в отрочество», «Детский сад – дом радости» и др.) для включения в указанный перечень также будут обязаны пройти экспертизу.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования Таким образом, любое дошкольное учреждение для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования сможет выбрать примерную основную образовательную программу дошкольного образования только из числа тех, которые включены в указанный перечень, утвержденный приказом Министерства.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» проходит сейчас широкое общественное обсуждение. После его утверждения и вступления в силу будут разработаны и утверждены нормативные правовые акты, определяющие требования к проведению экспертизы примерных основных общеобразовательных программ.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования До введения такой экспертизы и утверждения на ее основе перечня примерных основных общеобразова- тельных программ ни одной комплексной программе дошкольного образования (существующих или вновь созданных) не может официально быть присвоен статус примерной основной общеобразовательной программы.
Процедура государственной экспертизы программ дошкольного образования На переходном этапе ДОУ должны внимательно и целенаправленно отслеживать информацию о корректировке существующих программ и разработке новых, критически и аналитически изучать предлагаемые материалы.
Анализ программ дошкольного образования Концептуальные основы современной системы дошкольного образования определяются Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Разработка указанных требований актуализирует необходимость анализа реализуемого содержания комплексных вариативных программ, наиболее востребованных в сфере дошкольного образования. Анализ позволил выявить как положительные стороны, так и недостатки по всем образовательным областям.
«Физическая культура» Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
«Физическая культура» развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
«Физическая культура» «Радуга» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); Не указаны качества 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Нет физ. совершенст- вования
«Физическая культура» « Из детства в отрочество » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); * 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Нет физ. совершенств ования
«Физическая культура» «Детство» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); * 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Нет физ. совершенств ования
«Физическая культура» « Программа под ред. М. А. Васильевой » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); * 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. *
«Физическая культура» «Школа 2100 » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); Нет силовых, гибкости и координации 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Нет физ. совершенств ования
«Физическая культура» «Детский сад – Дом радости » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); * 2.накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); * 3.формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Нет физ. совершенств ования
«Физическая культура» Выводы: В программе «Радуга» не указаны физические качества, в ОС «Школа 2100» частично. Во всех программах, кроме под ред. М.А. Васильевой третья задача представлена частично.
«Здоровье» Содержание образовательной области «Здоровье» (согласно ФГТ) направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач:
«Здоровье» сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Содержание всех образовательных программ полностью соответствует ФГТ, в программе под ред. М.А. Васильевой первая задача представлена частично
« Безопасность » Анализируя соответствие задач, объединённых в образовательной области «Безопасность» содержанию вариативных программ можно отметить:
« Безопасность » «Радуга» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; * 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; * 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Нет в качестве пассажира 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям -
« Безопасность » « Из детства в отрочество » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; * 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; * 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Нет в качестве пассажира 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям *
« Безопасность » « Детство » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; * 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Нет в качестве пассажира 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям -
« Безопасность » «Программа под ред. М. А. Васильевой » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; - 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; Нет в качестве пассажира 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям -
« Безопасность » « Школа 2100 » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; * 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; - 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям *
« Безопасность » « Детский сад – Дом радости » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; * 2.приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; * 3.передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - 4.формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям -
« Безопасность » Выводы: В программе «Радуга» первая задача представлена частично, в программе по ред. М.А. Васильевой – отсутствует. В программах «Из детства в отрочество» и «Детский сад-дом радости» вторая задача представлена полностью, в других – частично или отсутствует. Третья задача не представлена в ОС «Школа 2100» и «Детский сад-дом радости», в других программах – частично. Четвертая задача есть в «Из детства в отрочество» и ОС «Школа 2100», в других программах – нет.
«Социализация» В ФГТ впервые определена такая образовательная область как «Социализация», содержание которой осваивается в ходе решения задач: развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Социализация» Социализация в педагогике понимается как процесс усвоения и активного воспроизве- дения человеком социального опыта, овладе- ния навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества лич- ности; осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.).
«Социализация» Содержание и пути решения третьей задачи требует комментариев. Проблема учёта гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике. Учёными рассматриваются пять различий: на генетическом, физическом, когнитивном, психологическом уровне и уровне общения.
«Социализация» Гендерное воспитание - комплексная психофизиологическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. При этом роль биологических различий, в том числе гормональных, центрально-нервных, морфологических, не отрицается, но уходит на второй план. В педагогике термин «гендер» позволяет избавиться от характерного биологического аспекта понимания слова «пол».
«Социализация» В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
«Социализация» Очевидно, что реализация содержания задачи требует от педагогов овладения новыми способами профессиональной деятельности (например: общения, мотивации и организации деятельности детей).
«Социализация» Проведенный анализ содержания задач социализации детей в вариативных программах с точки зрения соответствия Федеральным государственным требованиям выявил следующее: Содержание всех образовательных программ полностью соответствует ФГТ
« Труд » В соответствии с ФГТ содержание образова- тельной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:
« Труд » развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
« Труд » «Радуга» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;* 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; * 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека *
« Труд » « Из детства в отрочество » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;*(в семье) 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; Членам семьи 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Нет роли труда в обществе и жизни каждого человека
« Труд » « Детство » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;* 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; * 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека *
« Труд » «Программа под ред. М. А. Васильевой » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;* 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; Нет ценностного отношения к своему труду 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Нет роли труда в обществе и жизни каждого человека
« Труд » « Школа 2100 » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;* 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; * 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека Нет роли труда в обществе и жизни каждого человека
« Труд » « Детский сад – Дом радости » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие трудовой деятельности;* 2.воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; * 3.формирование первичных представ- лений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека *
« Труд » Выводы: В программе «Из детства в отрочество» первая задача решается только в семье, нет - в ОС «Школа 2100». В Программе под ред. М. А. Васильевой вторая задача представлена частично, в программе «Из детства в отрочество» и ОС «Школа 2100» - нет. В программах «Из детства в отрочество», под ред. М. А. Васильевой, «Школа 2100» третья задача представлена частично.
« Познание » Содержание образовательной области «Познание», согласно ФГТ направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
« Познание » Наиболее эффективными средствами развития познавательного интереса, как известно, являются проблемно-поисковые ситуации, экспериментально- исследовательская, продуктивная конструкторская деятельность. Основу интеллектуального развития ребёнка составляют сенсорные эталоны (цвет, форма, величина) и действия по их использованию.
« Познание » «Радуга» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; * 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей *
« Познание » « Из детства в отрочество » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; * 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей *
« Познание » « Детство » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; * 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Нет целостной картины в природе
« Познание » «Программа под ред. М. А. Васильевой » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; Частично познавательно- исследователь- ская 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей *
« Познание » « Школа 2100 » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; * 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей *
« Познание » « Детский сад – Дом радости » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.развитие сенсорной культуры;* 2.развитие познавательно-исследовате- льской и продуктивной (конструктивной) деятельности; практико-поз- навательная деятельность 3.формирование элементарных матема- тических представлений; * 4.формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей *
« Познание » Выводы: Содержание всех образовательных программ, в основном, соответствует ФГТ. В «Программе» под ред. М. А. Васильевой вторая задача частично соответствует ФГТ; В программе «Детство» четвертая задача частично соответствует ФГТ.
«Коммуникация» Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Данное направление представлено в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательной областью «Коммуникация», содержание которой направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
«Коммуникация» развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устнойречи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Коммуникация» Проведённый анализ содержания задач речевого развития детей в вариативных программах с точки зрения соответствия Федеральным государственным требованиям выявил следующее: во всех анализируемых программах задачи развития речи детей представлены в полной мере, знания и умения детей в области родного языка достаточно детализированы, в основе выделения речевых задач – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
« Чтение художественной литературы» Содержание образовательной области, согласно Федеральных государственных требований, направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Традиционно данный раздел программ предусматривал работу по ознакомлению детей с художественной литературой различными методами, ведущим из которых был метод чтение художественных произведений (по книге или наизусть). В Федеральных государственных требованиях отмечается отождествление понятий «чтение» и «восприятие».
« Чтение художественной литературы» Реализация содержания образовательной области «Чтение художественной литературы» предусматривает решение следующих задач: формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
«Чтение художественной литературы» Следует отметить, что чтение по отношению к детям дошкольного возраста – условное понятие. Взрослый является своего рода посредником между ребёнком и книгой, поэтому именно педагог формирует круг детского чтения. Данное обстоятельство учитывается при определении содержания работы по ознакомлению с художественной литературой детей дошкольного возраста во всех вариативных программах.
« Чтение художественной литературы» «Радуга» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - 2.развитие литературной речи;* 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Нет анализа произведений
«Чтение художественной литературы» « Из детства в отрочество » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; * 2.развитие литературной речи;* 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса *
«Чтение художественной литературы» «Детство» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; * 2.развитие литературной речи;* 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса *
«Чтение художественной литературы» « Программа под ред. М. А. Васильевой » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; - 2.развитие литературной речи;+ 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Нет анализа произведений
«Чтение художественной литературы» «Школа 2100» Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; * 2.развитие литературной речи;* 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса *
« Чтение художественной литературы » « Детский сад – Дом радости » Задачи ФГТ Соответст- вие ФГТ 1.формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; * 2.развитие литературной речи;* 3.приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса *
« Чтение художественной литературы » Выводы: Первой и третьей задач нет в программах «Радуга» и «Программа» под ред. М. А. Васильевой
«Художественное творчество» В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Художественное творчество» выделены основные 3 задачи:
«Художественное творчество» развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); развитие детского творчества; приобщение к изобразительному искусству.
«Художественное творчество» Традиционно, согласно теории и методики развития детского изобразительного творчества во многих программах в области художественного развития дошкольников выделялся раздел «Конструирование». В ФГТ конструирование как вид детской деятельности отнесен к образовательной области «Познание».
«Художественное творчество» На наш взгляд, содержание всех образовательных программ полностью соответствует ФГТ, кроме ОС «Школа 2100» (нет первой и второй задач).
«Музыка» В образовательной области «Музыка» выделены 2 задачи: развитие музыкально-художественной деятельности; приобщение к музыкальному искусству. Содержание всех образовательных программ полностью соответствует ФГТ, кроме ОП «Радуга» (нет первой задачи) и ОС «Школа 2100»(первая задача представлена частично)