Механизмы учёта общественного мнения в процессе реализации образовательных программ в образовательной организации Белобаба Инга Георгиевна, директор БОУ г. Омска «Гимназия 76» Ступина Наталия Владимировна, заместитель директора БОУ г. Омска «Гимназия 76»
ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 26. Управление образовательной организацией 4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
Статья 26. Управление образовательной организацией 6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации: 1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей); 2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
2015 г. – массовое внедрение ФГОС ООО Проблема: Проектирование образовательными учреждениями ООП ООО. В ООП ООО – до 30% часть, формируемая участниками образовательных отношений, которую невозможно спроектировать без понимания особенностей ОУ.
Социальный заказ определенная, имеющая внутреннюю иерархию система разнообразных социально- педагогических задач по социализации и профессионализации различных групп населения, поставленных перед образовательными институтами социальными субъектами различного ранга. Формирование социального заказа для ОУ позволяет не только согласовать потребности и цели участников образовательных отношений, но и выделить ценностно-смысловые ориентации, необходимые для социально- профессионального самоопределения и формирования ценностно-смыслового основания «Я-концепции» школьников.
Диагностика потребностей и социального заказа для разработки части ООП, формируемой участниками образовательного процесса Типы потребностей Уровни социального заказа Особенности проявления Диагностические формы и методы согласования социального заказа общегосударственные потребности государственный выдвигает требования к системе образования как социальному институту выпуска высококачественной продукции, способной конкурировать с другими государствами анализ нормативных документов, определяющих цели и задачи определенного уровня образования. индивидуальные потребности личностный представляет ценностные ориентации личности на достижение целей субъектов, связанных со статусом в обществе. анкетирование учащихся; метод обобщения независимых характеристик; социально- групповые потребности социально- стратификационный (общественный) направлен на достижение социально-групповых интересов перед другими общественными группами анкетирование родителей учащихся, представителей различных социальных групп; анализ потребностей регионального рынка труда;
Изучение социального заказа 1. Кто (что) является источником и носителем социального заказа для ОУ? 2. Какие группы заказчиков с разными образовательными интересами можно выделить при изучении? 3. Каким был социальный заказ в прежние годы, как учреждению удавалось с ним справляться и к каким последствиям это приводило? 4. Каких изменений можно ожидать в ближайшие годы в составе заказчиков ОУ и в содержании их заказа? Какой социальный заказ будет предъявлен ОУ и как достойно с ним справиться ?
Матрица для анализа результатов анкетирования и опросов участников образовательных отношений Группы заказчиков Предмет заказа Результаты образования Номенкла- тура образовательных услуг Характер образовательного процесса Характерис- тики образовательной среды Доступ- ность образовательных услуг 1.
Порядок деятельности ОУ по выявлению социального заказа 1. Создать рабочую группу для разработки (формирования) пакета диагностик для изучения социального заказа (приказ директора ОУ). 2. Разработать (сформировать) пакет диагностических материалов, выявляющий социальный заказ (протокол методического совета ОУ об утверждении диагностических материалов). 3. Провести диагностику. 4. Изучить результаты, определить иерархию требований участников образовательных отношений, сформулировать основную идею, отражающую ценностные ориентации (справка руководителя рабочей группы) 5. Согласовать социальный заказ на заседании Совета Учреждения, педагогического совета (протокол заседания Совета Учреждения и протокол заседания педагогического совета).