Баранова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ляховская СОШ» Меленковского района Владимирской области МБОУ «Ляховская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема урока: Времена года в поэзии И.А.Бунина, Времена года в поэзии И.А.Бунина, музыке П.И.Чайковского и живописи И.И.Левитана. Подготовила: Учитель русского.
Advertisements

Поэзия красок Работу выполнила учитель начальных классов МОУ гимназии 40, г. Калининград Клочко Г.Ф.
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
Картинная живопись слова (урок обобщения по лирике в 5-ом классе )
Урок литературы, 7 класс Ермак И.В., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ с.Воскресенское, Воскресенского района, Саратовской области»
Родился в Москве в потомственной семье художников. Художниками были его прадед, отец, брат. Мальчик с детства рос в мире искусства. Отец Николая Петровича.
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Школа.
Урок развития речи по теме: «Сочинение – описание по картинам И.И.Левитана и Ильи Семёновича Остроухова «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века.
Весенние этюды. Этюд Музыкальный этюд – рисование образа с помощью музыкальных звуков Живописный этюд- рисование образа красками - Поэтический этюд Рисование.
Презентация учителя школы 71 Санкт-Петербурга Нины Владимировны Филипенко Презентация учителя школы 71 Санкт-Петербурга Нины Владимировны Филипенко.
Весенняя песня. Комплексный анализ текста 1. Весна, весна Кругом живет и дышит. Весна, весна Шумит со всех сторон! 2.
Пейзаж родной земли Каждый народ любит природу родной страны. О её красоте поют песни, пишут стихи и картины… Самая красивая для человека природа там,
Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя.
Презентация «Истолкование стихотворения А.Фета…» Подготовила ученица 9 класса «Б» МОУ «Первомайская сош» Тамбовской области Пермякова Яна Учитель Халяпина.
Тема урока: «Весна в поэзии, музыке, живописи» Подготовила: Карманова А.А г.Кунгур.
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека Сравниваем поэтическое произведение с живописным. Япония.
Душа человека и ее отражение в литературе, изобразительном искусстве и музыке (интегрированный урок: литература - ИЗО,8 класс) Хомутовская О.Н. учитель.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
Образ Родины в живописи.. И.И.Левитан Пейзаж – описание природы в изобразительном искусстве, художественном произведении.
Транксрипт:

Баранова Надежда Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Ляховская СОШ» Меленковского района Владимирской области МБОУ «Ляховская СОШ»

Презентация представляет собой план конспекта интегрированного урока по литературе, музыке и живописи великих мастеров, который проводится после изучения творчества И. Бунина в 11 классе продолжительностью в 2 часа. Данная тема актуальна, так как соединение трёх великих имён не случайно: художники разных поколений, которых объединяет схожий взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, богатство переживаний и состояний, объединяющих человека с природой. Такой современный урок настраивает учащихся на активную работу с текстом, предусматривает системно - деятельностный подход, что требует ФГОС второго поколения. Презентация представляет собой план конспекта интегрированного урока по литературе, музыке и живописи великих мастеров, который проводится после изучения творчества И. Бунина в 11 классе продолжительностью в 2 часа. Данная тема актуальна, так как соединение трёх великих имён не случайно: художники разных поколений, которых объединяет схожий взгляд на природу, умение в музыкальных, живописных и словесных картинах выразить всё многообразие мира, богатство переживаний и состояний, объединяющих человека с природой. Такой современный урок настраивает учащихся на активную работу с текстом, предусматривает системно - деятельностный подход, что требует ФГОС второго поколения.

Организационный момент (цель и задачи урока). Подготовка к уроку (класс предварительно поделён на группы – по временам года). Ребята рассаживаются за четыре стола, каждая группа получает свой пакет с заданиями и раздаточным материалом: карточка 1-2 (словарик эстетических эмоций, определяющих характер звучания), репродукции с картин Левитана, карточка 3 с вариантами поэтического эпиграфа к пьесам Чайковского. На предыдущем уроке и дома ребята анализировали тексты стихотворений Бунина. Карточка 1 - учащиеся всех групп отвечают на вопросы после прослушивания музыкальной композиции: 1) определи характер звучания, выбрав верное, на ваш взгляд, определение из словарика эстетических эмоций; 2) подбери поэтический эпиграф к музыкальной пьесе из стихотворений И. А. Бунина; 3) выбери репродукцию с картин И. И. Левитана, которая по настроению близка музыкальной пьесе П. И. Чайковского. Вступительное слово учителя. Краткая биографическая справка (выступление учащихся). Работа в группах. Прослушивание музыки, просмотр картин, анализ стихотворений. Работа с карточками (выступление учащихся). Вывод. Заключительное слово. Задание на дом.

Познакомится с прекрасными стихами И. А. Бунина, послушать чарующую музыку П. И. Чайковского, задуматься над вдохновенными пейзажами И. И. Левитана Понаблюдать, как об одном и том же явлении природы поэт, композитор и художник «говорят» по-своему, как в обыденном и неприметном кроется прекрасное.

Родился в Воткинске в 1840 году. В мальчике очень рано проявились необычайный слух и музыкальная память. В 1845 году окончил Петербургскую консерваторию. Годы упорного труда, вера в свой талант помогли Чайковскому стать известнейшим композитором. Музыкальный цикл «Времена года», написанный в 1876 году, стал настоящим шедевром мировой музыки. Пьесы цикла – лирические пейзажи в разное время года. «Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж. Отчего всё это?»

Родился в 1860 году на западной окраине России, позднее с семьёй переехал в Москву. В 12 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Родственники художника вспоминали, что с ранних лет он любил бродить по полям и лесам, подолгу созерцать «какой-нибудь закат», а когда наступала весна, «совершенно преображался и суетился, волновался, его тянуло за город». Уезжая из России, он вскоре начинал тосковать по страстно любимой им русской природе». «Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси – реки разлились, оживает всё. Нет лучше страны, чем Россия… Только в России может быть настоящий пейзажист».

Родился в 1870 году в Воронеже, но детство прошло в Орловской губернии. Именно там зародилась страстная любовь поэта к русской природе. А. А. Блок писал: «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и слуховые его впечатления богаты».И от того сильнее и проникновеннее звучат строки поэта, что до конца своих дней он вынужден был жить во Франции. «Ты раскрой мне, природа, объятья, Чтоб я слился с красою твоей!»

Работа с группой 1. Какой образ осени нарисован в данном стихотворении? В чём его неповторимость? Каким настроением овеяно появление «тихой воды» в «тереме»? Какие яркие эпитеты, детали делают словесную картину осязаемой, зримой? Хотя Бунин пишет о «тихой» поступи осени, мы можем утверждать, что тишина эта мнимая. Приведите примеры аллитераций, передающих тихие шаги «вдовы» по шуршащему ковру осенней листвы? Какие прилагательные и глаголы передают игру светотени, блеск радужной палитры, помогают ощутить реальное и близкое дыхание осени? Какие общие черты вы заметили у музыкального, поэтического и живописного образа осени?

Работа с группой 2. Постройте лексический ряд, передающий свето- и цветоощущения лирического героя. Можно ли утверждать, что основу этого ряда составляют слова, отражающие переход от света к тьме? Как соотносится состояние природы во внешнем, открытом, пространстве с состоянием внутреннего, закрытого, пространства, а также с настроением лирического героя? Отчего героя охватывает какая-то вселенская грусть? Какие синтаксические конструкции помогают передать нагнетание грустного настроения? Какой художественный приём, использованный автором, способствует усилению ощущений лирического героя от первой строфы к последней? Сочетание каких согласных, повторяющихся в 4 – 9 стоках, заставляет услышать звенящую и давящую пустоту комнаты и потрескивание «полупомеркнувшей золы»? Какие примеры ассонанса передают внутреннее рыдание, душевную тоску? Как перекликаются интонации стихотворения, музыкальной пьесы и картины Левитана?

Меж круглых рыхлых облаков Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов. Весна, весна! И все ей радо. Как в забытьи каком стоишь И слышишь свежий запах сада И теплый запах талых крыш. Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает.

Работа с группой 3. Как в композиции стихотворения отражается стремительность наступления весны, а затем неповторимость пробуждения природы? Как детализируется описание весны от начала стихотворения к концу, от образов «дикой» природы к образам деревенского пейзажа? Какими звуками и запахами наполнен весенний воздух? С помощью каких частей речи автор передаёт эти ощущения? Как поэту удалось выразить прозрачность, наполненность воздуха? Как перекликаются настроения стихотворения, музыкальной пьесы и картины?

Работа с группой 4. Какую картину нарисовал в стихотворении поэт? В чём новизна и удивительная точность метафоры «ночь тянет вдаль своё невод золотой»? Как автор передаёт световые и звуковые ощущения в описании упоительной летней ночи? Последите за авторским взглядом. Что связывает воедино, неразрывно, гармонично землю и небо: земное, материальное, предметное и небесное, возвышенное, духовное? Какими звуками наполнена «предрассветная тишина»? Какую роль играет этот контекстуальный оксюморон? Как отражается торжественное величие лунной ночи, наполненной «хрустальным звоном» «сонма жизней», в душе лирического героя? В чём необычность сравнения «как колос налитой, полна душа»? Какая антитеза заложена в основу этого сравнения?

Домашнее задание. Написать сочинение- этюд на следующие темы: «Осенняя песня», «В вихре зимнего вальса», «Мелодия летней ночи», «Весны торжественный оркестр».

Используемая литература: 1. В. А. Чалмаев, С. А. Зинин. Литература 11 класс, 1 часть. – М.: «Русское слово», 2010 г. 2. И. А. Бунин. Сборник стихотворений. – М.: 2008 г. 3. Коллекция «Великие композиторы», том 7, П. И. Чайковский «Времена года». – М.: 2009 г. 4. Коллекция «50 художников русской живописи», И. И. Левитан. - Спб.: 2010 г