СМЫСЛЫ И ЦЕЛИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА Полякова Марина Николаевна кафедра дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А.И.Герцена Санкт-Петербург
«Как это ни покажется странным, у каждого человека существует природная предрасположенность к педагогической деятельности» И.А.Колесникова Чем выше уровень экономического и социокультурного развития общества, тем больше решение вопросов образования смещается в сторону средств массовой информации, культурной политики и самообразования. П.Г.Щедровицкий П.Г.Щедровицкий
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА В РОССИИ Россияне работать в образовании пока не стремятся. Слишком трудна педагогическая деятельность. Не очень престижна. И не очень доходна.
ВИДЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ (Пригожин А.И.) Конкурентное (состязательное) целеполагание целеполагание от взаимного сравнения целеполагание от борьбы интересов Заданное (пассивное) целеполагание целеполагание от потребностей целеполагание от заданий целеполагание от угроз Ценностное целеполагание целеполагание от видения целеполагание от миссии целеполагание от идеалов и идеологем
ВОСПИТАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА Детей привлекают доброта, веселость, молодость и красота воспитателей, их современный внешний вид. «Моя воспитательница спокойная, добрая, любит и хвалит меня. С ней можно поговорить. Она похожа на принцессу»
ВОСПИТАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ Воспитатель помогает моему ребенку, играет и занимается с ним, готовит к школе. Он должен проявлять заботу, внимание, оберегать от неприятностей, учить правильно себя вести. Он может дать советы по правильному воспитанию.
ВОСПИТАТЕЛЬ ГЛАЗАМИ ЧИНОВНИКА Требования к педагогу отражены в профессиональном стандарте. Чтобы выполнять трудовые действия, педагог должен обладать набором знаний и умений. Если родители и дети будут довольны детским садом, то там работают хорошие воспитатели.
СМЫСЛОВИДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Неосознанность смысла на индивидуальном уровне рождает стихийность профессионального поведения, превращая педагога в средство, которым легко манипулировать извне Неосознанность смысла на индивидуальном уровне рождает стихийность профессионального поведения, превращая педагога в средство, которым легко манипулировать извне
Причины проблем смысла видения в профессиональной деятельности у воспитателя детского сада Слабая системность модернизации образования Слабая системность модернизации образования Изменение статуса дошкольного образования (сфера услуг)Изменение статуса дошкольного образования (сфера услуг) Бессмысленность ряда управленческих требований и формализм оценок Бессмысленность ряда управленческих требований и формализм оценок Непрестижность профессии воспитателя Непрестижность профессии воспитателя Ндостаточная мотивация в профессиональной подготовке педагога Ндостаточная мотивация в профессиональной подготовке педагога
«У каждого человека существует природная предрасположенность к педагогической деятельности. Однако чтобы стать педагогом-профессионалом, надо стимулировать появление в реальности «профессионально-педагогического качества» Философ педагогики Философ педагогикиИ.А.Колесникова «У каждого человека существует природная предрасположенность к педагогической деятельности. Однако чтобы стать педагогом-профессионалом, надо стимулировать появление в реальности «профессионально-педагогического качества» Философ педагогики Философ педагогикиИ.А.Колесникова
ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ Рейтинговое место Ценностные позиции 1. Возможность применять знания и опыт 2. Возможность оказать помощь дошкольнику 3. Раскрыть индивидуальность ребенка 4. Возможность проявлять творчество 5. Положительно влиять на изменения в людях 6. Получить общественную оценку и признание 7. Иметь материальные блага Иметь материальные блага 8. Иметь карьерные возможности
Дорогие коллеги! Успехов и удач в профессии и жизни!!!