Школьный проект «Поговорим о вежливости» Выполнила Белько Алеся 9 «б» кл. МБОУ «СОШ2» г.Емвы
Вежливость - нравственная и поведенческая категория, черта характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета.
Вежливость культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым в другой. Вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях.
ЛИНГВИСТЫ БРАУН И ЛЕВИНСОН ВЫДЕЛЯЮТ ДВА ВИДА ВЕЖЛИВОСТИ: Негативная подчеркивание права собеседника на выбор в той или иной ситуации, применяя, например, фразы типа «если не возражаете» или «если Вас не затруднит» Позитивная выражение уважения к потребности людей в том, чтобы их ценили и понимали
Японские ученые утверждают, что в восточной культуре, в отличие от западной, вежливость не является произвольным актом, а отражает социальную иерархию. В японском языке существует два уровня вежливого общения, один для близких, семьи и друзей, другой для всех прочих. Кроме того, существуют разные языковые средства для вежливого обращения в зависимости от пола, возраста, социального статуса, степени близости и других культурных факторов. В современном русском языке для обозначения исключительной вежливости, учтивости (иногда с оттенком иронии) также используется слово полите́с (фр. politesse вежливость). На Руси использовалось также существительное «вежа» ведающий жизнь.
Не надо так!!!
ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОБРАЩЕНИЯ Смягчение требований приглашением собеседнику прокомментировать их: «Вам ведь нетрудно это сделать, не так ли?» Смягчение требований вопросительной формой: «Вы не могли бы подать мне это?» Предпочтение вопросительных выражений утверждениям, например: «Вы были в магазине, не так ли?» Использование отрицаний вместо прямых вопросов: «Вы ещё не зашли в магазин?» Употребление аффективной лексики, выражающей беспокойство за собеседника: «Вы не были там слишком долго?»
ТЕХНИКА ВЕЖЛИВОГО ОБРАЩЕНИЯ Употребление выражений неопределенных или смягчающих смысл, позволяющих сблизить позиции собеседников в случае негативной ответной реакции, например, «есть небольшая проблема», «мы немного поспорили», «я в этом плохо разбираюсь»… Использование эвфемизмов и коннотаций Эвфемизм нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. Коннотация (от лат. con вместе и noto отмечаю, обозначаю) сопутствующее значение языковой единицы.
Так что же такое вежливость? Во-первых, доброе отношение к людям. Быть добрым значит учиться добрыми глазами видеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на нее. И добрым делом помочь. Во-вторых, честность. Порой это совсем не просто. Не нужно бояться говорить в глаза людям правду. Надо стараться не совершать поступков, которых бы пришлось стыдиться. Но если все-таки совершил такой поступок, имей мужество честно признаться в нем! И постарайся его исправить.
А вы знаете, как приветствуют друг друга в разных странах? Тибетцы, например, здороваются, снимают свой головной убор, левую руку, они закладывают за ухо, да еще высовывают свой язык. На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами. Доблестные мушкетеры изящно склонялись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах, в качестве приветствия показывали друг другу здоровья.
Список вежливых слов: Здравствуйте До свиданья Извините Спасибо Будьте здоровы Пожалуйста Только после Вас Доброго пути Благодарю С добрым утром Добро пожаловать Добрый день Разрешите Вам помочь Поздравляем Прошу прощенья Добрый вечер Спокойной ночи Будьте так добры Угощайтесь Приятно познакомиться Приятного Вам аппетита