Цели урока: - обобщить знания, полученные при изучении темы «Синтаксис и пунктуация»; - уметь различать и правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые предложения от сложных, производить синтаксический и пунктуационный разборы простого осложненного предложения, пунктуационно оформлять свою речь, составлять и читать схемы; - решение орфографических задач.
Проверим домашнее задание Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит ш…луковый шатер. Дверь тихонько отворилась и царевна оч…таилась в светлой горнице. Вдруг раздался лёгкий звон и в глазах у всей столиц… петушок спорхнул со спиц…
Александр Сергеевич Пушкин Художник О.А. Кипренский, 1827
Схематический диктант 1. Шлет с письмом она гонца Чтоб обрадовать отца. 2. Дверь тихонько заскрипела И в светлицу входит царь. 3. Бьётся лебедь средь зыбей Коршун носится над ней. 4. Князь Гвидон ей отвечает Грусть-тоска меня съедает… 5. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. 4
Выпишите словосочетания Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. по морю гуляет кораблик подгоняет
Определите вид предложений по цели высказывания. Запишите номера предложений в таблицу. 1.Жил-был поп, Толоконный лоб. 2. Пошел поп по базару Посмотреть кой- какого товару. 3.Что, батька, так рано поднялся? 4.Поживи-ка на моём подворье, Окажи своё усердие и проверьте. 5.Попляши-тка ты под нашу балалайку. 6. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого? 7.Поди-ка сюда, Верный мой работник Балда. 8. Нужен мне работник Повар конюх плотник. 7
Предложения по цели высказывания Повествовательные ВопросительныеПобудительные
Предложения по цели высказывания Повествовательные ВопросительныеПобудительные 1, 2, 8
Предложения по цели высказывания Повествовательные ВопросительныеПобудительные 1, 2, 83, 6
Предложения по цели высказывания Повествовательные ВопросительныеПобудительные 1, 2, 83, 64, 5, 7
Как предложения различаются по эмоциональной окраске? 1. Жил старик со своею старухой У самого синего моря. 2. Как взмолится золотая рыбка! 3. Вот пошел он к синему морю; Видит, - море слегка разыгралось. 4. Отпусти ты, старче, меня в море! 7
Физминутка (коррекция зрения)
Будьте здоровы! Ежедневно делайте зарядку для глаз от 2 до 5 минут!
Составьте новое предложение, проанализировав приведённые ниже. 1. Жил старик со старухой. Найдите и выпишите из этого предложения подлежащее. 2. Слуги, сватья и сестра С криком ловят комара. Найдите сказуемое, поставьте его в форму прош. времени, ед. ч., м. р. 3. В третий раз закинул он невод. Найдите дополнение, поставьте его в форму Тв. падежа. 4. Отпустил он рыбку золотую. Найдите дополнение и запишите его без уменьшительно-ласкательного суффикса. 5. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке. Выпишите из этого предложения подлежащее. 6. Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. Найдите сказуемое и согласуйте его с подлежащим, которое вы нашли в предыдущем задании. 7. А старший брат свой нож берёт. Найдите определение, отвечающее на вопрос чей?, и поставьте его в форму ж. р. Вин. падежа. 8. Дверь тихонько заперла, Под окно за пряжу села. Найдите дополнение, выраженное существительным 1-го склонения в форме ед.ч. ж.р. Вин. падежа.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу.
Прочитайте. Укажите те предложения, в которых ставится тире. 1. «Там, в лесу, стоит одна», Отвечает ей она. 2. И взмолилась «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?» 3. «Как бы здесь на двор окошко Нам проделать?» молвил он. 4. Нужен мне работник повар, конюх и плотник. 5. «Опечалился чему?» Говорит она ему. 6. Приплыла к нему рыбка, спросила «Чего тебе надобно старче?» 7. Ни побоища ни стана Ни надгробного кургана Не встречает царь Дадон.
Каким членом предложения является выделенное слово? 1. И стоят в глазах царя Тридцать три богатыря. 2. Вот открыл царевич очи. 3. Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. 4. Царь недолго собирался. 5. Караул к нему приставил. 6. Ядра чистый изумруд.
Домашнее задание Упражнение 543
1. Что изучает синтаксис и пунктуация. 2.Словосочетание. Виды словосочетаний. 3. Виды предложений по цели высказывания. 4. Интонация предложения. 5. Главные члены предложения. 6. Второстепенные члены предложения. 7. Простое осложненное предложение. 8. Виды сложных предложений. 9. Что такое прямая и косвенная речь.
Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. А.С.Пушкин Художник В.А. Тропинин, 1827
Подведём итоги урока! Закончите предложения: 1. Сегодня я узнал… 2. Сегодня я повторил… 3. Мне было трудно… 4. Теперь я могу… 5. Я научился… 6. У меня получилось… 7. Мне захотелось… 8. Я попробую… 9. Я смог…
Спасибо за работу на уроке!