Урок в соответствии с ФГОС.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», – писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных, метапредметных, предметных).
Требования к уроку в соответствии с ФГОС Формирование предметных результатов Формирование универсальных учебных действий Создание комфортной среды Смена видов деятельности Обучение в деятельности (Учить ученика самого добывать знания)
Результат современного урока: формирование Предметных результатов; Метапредметных : включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; Личностных результатов
Критерии эффективности урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, обсуждений Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: Моделирование затруднений и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения Педагог управляет деятельностью учащегося.
Структура урока 1. Организационный этап. 2. Мотивационно - целевой этап. 3. Коммуникативный этап. 4. Содержательный этап. 5. Технологический этап. 6.Контрольно-оценочный этап. 7.Аналитико-рефлексивный этап.
Отличия традиционного урока и урока по ФГОС Триединая цель урока Преобладает фронтальная форма обучения Конспект урока Деятельность репродуктивно- воспроизводящая Контроль и самоконтроль усвоения Формирование УУД Получение предметных, метапредметных, личностных результатов Технологическая карта (конструкт) урока Деятельность исследовательская, продуктивная, творческая Самооценка, рефлексия результатов деятельности
Типы урока Урок «открытия» новых знаний Урок отработки умений и рефлексии Уроки построения системы знаний (общеметодологической направленности) Урок развивающего контроля
Структура уроков «открытия» новых знаний 1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2. этап актуализации и пробного учебного действия; 3. этап выявления места и причины затруднения; 4. этап построения проекта выхода из затруднения; 5. этап реализации построенного проекта; 6. этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8. этап включения в систему знаний и повторения; 9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Уроки общеметодологической направленности Эти уроки являются над предметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Их цель: формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации
Главная методическая цель достигается следующими путями: Ход познания – «от учеников» Преобразующий характер деятельности обучающихся Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся Коллективный поиск, направляемый учителем Создание педагогических ситуаций общения на уроке Гибкая структура
Уроки развивающего контроля. деятельностная цель: формирование способностей к осуществлению контрольной функции. содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов главная задача – формирование у обучающихся способностей к осуществлению контроля изученного учебного материала – решается путем написания школьниками контрольных работ и их рефлексивного анализа. предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Структура урока рефлексии 1. этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2. этап актуализации и пробного учебного действия; 3. этап локализации индивидуальных затруднений; 4. этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5. этап реализации построенного проекта; 6. этап обобщения затруднений во внешней речи; 7. этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8. этап включения в систему знаний и повторения; 9. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании. Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере
«Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн ).