СЛОВАРЬ ПО СТИЛЮ ДЕНДИ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Москва
СЛОВАРЬ ПО СТИЛЮ ДЕНДИ В РОМАНЕ А.С.ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Составитель Ширяева Екатерина Под редакцией Харламовой И. Н. Москва
Во время, описываемое А.С. Пушкиным в Евгении Онегине, стиль одежды "Dandy" являлся самым популярным стилем, причем данный стиль представлял собой не просто подбор красивых вещичек, а имел определенный смысл, которым наделили его создатели. ДЕНДИЗМ дэ, дендизма, мн. нет, ·муж. - образ жизни и поведения денди, стремление быть денди. ( Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова ) ДЕНДИЗМ -м. устар. Изысканность, щегольство. ( Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т.Ф. Ефремовой )
Сущность дендизма в большинстве источников описывается как исчезновение метеора, электрический заряд, игра опала, рождающаяся из сочетания оттенков спектра. Все эти эпитеты, при помощи которых дано описание данного стиля, представляют собой прямое сравнение с силой, мощью, грозой, непокорной и неподвластной. Удивительно, что именно так трактуется настоящее значение дендизма, а за привычной ему характеристикой аккуратный или щеголь подразумевается совсем иное. Сущность Дендизма
ПРИНЦИПЫ ДЕНДИЗМА Как и любой стиль, « Денди » имеет несколько принципов, которым необходимо следовать
I ПРИНЦИП ДЕНДИЗМА «Заметная незаметность». Костюм не должен привлекать внимание к владельцу, но обязан соответствовать самым строгим требованиям. Костюмы «Dandy» отличает в первую очередь хороший крой и благородство ткани; швы не скрыты и подчеркивают конструктивные линии, тело клиента «строится» с помощью незаметных толщинок, солидной подкладки, системы мелких вытачек, а искусство портного подчеркивают видимые швы и сбалансированные пропорции. Французский хроникер 1811 года писал: «...пусть ваш фрак великолепно сидит, пусть ваша шляпа чудо легкости и ваше белье ослепительно бело, а сапоги сверкают как черное дерево, но, если ваши брюки неудачны, морщат на коленях и наверху, вы погибший человек. У вас все равно вид провинциального свертка, который можно только что сдать в почтовый дилижанс...»
II ПРИНЦИП ДЕНДИЗМА «Сила детали». На минималистском фоне костюма должна присутствовать хотя бы одна знаковая деталь. Иногда она может быть тайной, например подкладка из цветного шелка на пиджаке или вышивка на отвороте манжета, которая может быть обнаружена, только если сам владелец захочет ее показать. Важнейшая символическая нагрузка в стиле денди падает на аксессуары: монокль, лорнет, трость, табакерки и др.
III ПРИНЦИП ДЕНДИЗМА «Продуманная небрежность». Денди должен уметь нарушать канон. Ведь он не манекен, а владеющий собой master of the game (букв. «мастер игры»). Наряд денди может сочетать яркий трикотажный галстук со строгим классическим костюмом. Этот костюм для современников нес на себе признаки непредсказуемости и иронии, которыми вообще была пропитана эпоха.
Костюм является непосредственным средством самовыражения человека, подчеркивающим его статус и положение в обществе. Каждый человек надевает тот костюм, который он считает наиболее удобным, комфортным для себя. Одежда человека полностью соответствует характеру ее носителя, поэтому ее можно назвать "визитной карточкой" человека. ЗНАЧЕНИЕ КОСТЮМА
Боливар (франц. bolivar, от имени Симона Боливара), широкополая мужская шляпа, бывшая в моде в ряде стран в 20-х гг. 19 в. ( Толково-словообразовательный словарь русского языка Т.Ф. Ефремова ) Покамест в утреннем уборе, Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед Симон Боливар никогда не носил широкополой шляпы. Такие шляпы носили его сторонники в борьбе с испанскими захватчиками. Для передовой общественности в далекой России Боливар был «истинно великим человеком и гражданином». I. БОЛИВАР Евгений Онегин стих XV
Лорнет - разновидность очков: пара линз в оправе, зафиксированной на рукоятке. ( Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова ) Всё хлопает. Онегин входит, Идет меж кресел по ногам, Двойной лорнет косясь наводит На ложи незнакомых дам; Все ярусы окинул взором, Всё видел: лицами, убором Ужасно недоволен он… Модный аксессуар конца XVIII начала XIX вв., по функции соответствующий театральному биноклю. По наиболее распространённой версии изобретен Джорджем Адамсом в 1780 году. Наибольшее распространение получил у женщин, поскольку напоминал не столько оптический прибор, сколько элемент украшательства, способствовал созданию атмосферы изысканности. II. ЛОРНЕТ Евгений Онегин стих XXI
Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет Не прозвонит ему обед. В 1801 году Абраам-Луи Бреге начал постепенно осваивать новые рынки, и в первую очередь Россию, которая на тот момент была выгодным партнёром. В результате в 1808 году в Санкт- Петербурге было открыто представительство «Русский дом Breguet». III. БРЕГЕТ Брегет – старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывающие числа месяца. ( Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова ). Евгений Онегин стих XV
Панталоны - об. мн. итал. штаны, брюки, исподники; панталоны не широки, теснее брюк. Панталонная ткань. ( Толковый словообразовательный словарь живого великорусского языка В.И.Даля ) В последнем вкусе туалетом Заняв ваш любопытный взгляд, Я мог бы пред ученым светом Здесь описать его наряд; Конечно б это было смело, Описывать мое же дело: Но панталоны, фрак, жилет, Всех этих слов на русском нет;… Новая модель брюк (панталоны) появилась во Франции в конце XVIII веке, в Англии тоже была очень распространена. Укороченный вариант этой одежды используется женщинами в качестве нижнего белья. IV. ПАНТАЛОНЫ Евгений Онегин стих XXVI
Фрак - короткая мужская одежа, куртка с хвостами, полами. ( В.И. Даль. Толковый словообразовательный словарь живого великорусского языка ) Фрак был первоначально элементом кавалерийской униформы офицеров, что позволяло им удобно находиться в седле и эффектно выглядеть. Но офицеры часто появлялись на званых вечерах и балах. И фрак стал модной в те времена одеждой для торжественных случаев. Приблизительная дата появления фрака как одежды для городской аристократии – 1760 год. V. ФРАК
Жилет - жилетик, жилетец, жилетка, камзол, безрукавая короткая поддевка до поясницы. ( В.И. Даль. Толковый словообразовательный словарь живого великорусского языка ) Здесь кажут франты записные Свое нахальство, свой жилет И невнимательный лорнет. В XVII веке прародитель классического жилета имел рукава и довольно длинные полы, служа скорее нижней частью повседневного костюма уважаемого, да и уважающего себя европейского господина. Дома он служил халатом. Шился из тех же тканей, что и сам верхний костюм. Только в XVIII веке жилет, наконец, потерял рукава и лишнюю длину, став исключительно украшением. VI. ЖИЛЕТ Евгений Онегин стих LI
1. Плащ - верхняя широкая одежда без рукавов, надеваемая внакидку. Дождевой плащ (непромокаемый). Плащ с капюшоном. ( Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова ) Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще, Чужих причуд истолкованье, Слов модных полный лексикон?.. Уж не пародия ли он? 2. Испанский плащ «almaviva» - накидка без рукавов, которую носили, перекидывая полу через плечо. ( Большой толковый словарь современного русского языка Д.Н. Ушакова ) Плащ представляет собой непромокаемую одежду в форме легкого (без подкладки) пальто, предназначенную для ветреной и дождливой погоды. Плащи бывают с рукавами и без рукавов. Последние надевают внакидку. Евгений Онегин стих XXIV VII. ПЛАЩ
Поведенческие каноны обладателя костюма «Dandy» :
Нельзя привлекать к себе излишнее внимание, недаром главным принципом стиля «Dandy» является «заметная незаметность», костюм должен привлекать внимание своей изысканностью, но не его носитель. I. Канон
Человек должен полностью контролировать свои эмоции, любая несдержанность, грубость или просто хамство может сразу вычеркнуть его из списка благородных носителей стиля «Dandy». II. Канон
Подразумевает определенный способ ухода за телом, предполагавший новый, более высокий уровень личной гигиены. III. Канон
Истинный «денди ст» должен прекрасно владеть чувством юмора, доходящим до сарказма. IV. Канон
Истинный денди ст никогда не сторонится светского общества, стараясь быть в центре событий. Отшельничество считалось глупым и неприемлемым вариантом для времяпрепровождения. V. Канон
Теперь, ознакомившись с основными принципами стиля «Dandy», можно приступить к анализу романа «Евгений Онегин», выделяя и подчеркивая элементы костюма и основные принципы поведения главного героя. «Денди» ли Евгений Онегин?
1. Костюм Евгения Онегина отвечает самым строгим требованиям: хороший крой и благородство ткани. Вот мой Онегин на свободе; Острижен по последней моде Как Dandy лондонский одет – И наконец увидел свет. Евгений Онегин Стих IV
2. Евгений умел вести себя сдержанно и прекрасно контролировал свои эмоции, что являлось одним из наиважнейших принципов дендизма. «Ученый малый, но педант: Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнем нежданных эпиграмм.» Евгений Онегин Стих V
3. Главный герой не только прекрасно владеет собой, но и обладает должным чувством юмора, поэтому можно утверждать, что Евгений Онегин следует не только второму поведенческому канону, но и четвертому. «Когда ж хотелось уничтожить Ему соперников своих, Как он язвительно злословил! Какие сети им готовил! Но вы, блаженные мужья, С ним оставались вы друзья: Его ласкал супруг лукавый, Фобласа давний ученик, И недоверчивый старик, И рогоносец величавый, Всегда довольный сам собой, Своим обедом и женой.» Евгений Онегин стих XII
4. А вот в данном отрывке мы видим несоответствие поведения Онегина и канонов дендизма. Согласно пятому канону истинный денди ст не сторонится общества и предпочитает постоянно вести общение с другими. Также излишнее празднество является сильным отклонением от принципов стиля «Dandy». В деревне, где Евгений мой, Отшельник праздный и унылый… Евгений Онегин Стих V
5. И снова мы видим отклонение от пятого канона, и, как можно заметить, всякое поведение и отношение, связанное с пятым каноном у Евгения Онегина полностью не соответствует дендизму, так что можно с твердостью утверждать, что Евгений Онегин не истинный денди ст. В пустыне, где один Евгений Мог оценить ее дары, Господ соседственных селений Ему не нравились пиры; Бежал он от беседы шумной; Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем, Ни остротою, ни умом, Не общежития искусством… Евгений Онегин Стих XI
Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод, что Евгений Онегин соблюдает только четыре канона дендизма из пяти, что является отклонением от самого понятия дендизма, поэтому назвать главного героя истинным денди стом мы не можем из-за несоблюдения одного из поведенческих канонов.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА I.Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Т.Ф. Ефремовой - М.: Издательство «Русский язык», 2000 г. II.В.И. Даль. Толковый словообразовательный словарь живого великорусского языка. - М.: Издательство «Эксмо», 2010 г. III.Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка. – М.: Издательство «Альта-Принт», 2005 г. IV.Жюль Барбе д`Оревильи. «О дендизме и Джордже Браммелле». - М.:Издательство «Независимая Газета», 2000 г. V.А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». –М.: Издательство «Правда»,1969 г.