1
2 Федеральные государственные образовательные стандарты Требования к результатам зафиксированы личностные, метапредметные, предметные результаты преемственность результатов для разных уровней обучения зафиксирован системно-деятельностный подход структуре зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса и их соотношение определены разделы ООП (содержательно и количественно) интеграция учебной и внеучебной деятельности включена «неаудиторная занятость» условиям кадровым финансовым материально-техническим иным (информационно-образовательная среда, учебно-методическое обеспечение)
3 Критерии готовности ОУ к введению стандарта - разработана и утверждена основная образовательная программа - нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС - приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников - определен список учебников и учебных пособий - определена модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся - разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС - осуществлено повышение квалификации всех учителей, работающих в 5 классах - обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС
П рограмма по предмету - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания учебного предмета, курса, который основан на федеральном государственном образовательном стандарте. Программа по предмету (рабочая программа) Содержательный раздел: через Положение о рабочей программе, регламентирующее исполнение компетенций, обязанностей: Образовательная программа включает: … программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). «Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых: учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной программой» Соответствие структуры рабочих программ требованиям ФГОС и локальному акту образовательной организации «Положение о рабочей программе учебных предметов курсов», наличие приказа об утверждении РП. Ч.9 ст.2, ч.9 ст.28, п.1 ч.1 ст.48 ФЗ «Об образовании в РФ» от ФЗ п разд.III ФГОС ООО Требования к структуре ООП ООО
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Требования к видам деятельности Урочная НеурочнаяВнеурочная Предметные результаты обязательно возможно Метапредметные результаты желательно обязательно желательно УУД (коммуникативные, познавательные, регулятивные) обязательно Освоение норм проектной и исследовательской деятельности желательно обязательно возможно Направленностьосвоение предметных знаний освоение способов получения знаний акцент на УУД
Признаки неурочного занятия -Нелинейность занятия -Проблемность -Групповая работа -Наличие выбора -Открытость (нет чёткого правильного ответа) -Возникновение у учащихся собственных вопросов (когнитивность процесса обучения) -Исследовательская или проектная деятельность
Опыт Лицея 9 в организации неурочной деятельности Ведущий проект лицея – «Наша Умная школа». Умная школа - это постоянно изменяющееся пространство, где нормой становится изменение нормы. В настоящее время в лицее создаются и апробируются новые модели образования, соответствующие ФГОС. Образовательная программа лицея ориентирована на достижение следующих результатов: осознанность и ответственность, самостоятельность (постановка собственной задачи, удерживание цели, шаги для достижения цели); продуктивность (каждая деятельность заканчивается созданием продукта, который предъявляется публично в реальной и виртуальной среде); высокая технологическая грамотность; креативность (создание принципиально новых идей).
Опыт Лицея 9 в организации неурочной деятельности В начальной школе, начиная с 1 класса, дети имеют возможность выбора один раз в неделю формы организации занятий по основным предметам. При этом решаются такие задачи, как формирование коммуникативной компетентности, так как дети попадают в смешанные мобильные группы с и к разным учителям. У детей также начинает формироваться способность к выбору, осознанность и ответственность.
Опыт Лицея 9 в организации неурочной деятельности В 5-6 классах учащиеся выбирают форму организации учебного процесса по ряду предметов (мастерская, лаборатория или урок) сроком на четверть. Классно-урочная система при этом размывается, расписание становится нелинейным, учебный день построен по типу «школы полного дня» и включает прогулки, бассейн, перерывы на организованное питание, экскурсии. В конце каждой четверти проходит итоговая аттестация, которая включает в себя несколько этапов; образовательная игра на исторической основе, аттестация по предметам и итоговое событие, в ходе которого организуется рефлексия, вручаются свидетельства об окончании четверти с отметками по предметам и достижениях в разных областях.
Опыт Лицея 9 в организации неурочной деятельности В 7-8 классах ведущими деятельностями становятся проектная и исследовательская. Учащиеся выбирают вид деятельности сроком на полгода. Для реализации индивидуальных проектов созданы специально организованные места: Рекламное агентство, Туристическое агентство, мастерская «Издание журнала», Конструкторское бюро, проект «Baddy», для исследований – Глобальная лаборатория. Местом предъявления промежуточных результатов деятельности и дальнейшего продвижения является проектный семинар, а в конце года - публичное предъявление образовательных результатов, открытое событие, транслируется на сайте лицея.
Меняется система оценивания – уход от формирующей текущей оценки к развернутому комментарию учителя по поводу успешности ребенка, отметки за четверть выставляются по результатам итоговой аттестации. Чтобы эффективно жить в быстроменяющемся мире, необходимо научиться воспринимать саму эту постоянную смену как некое постоянство, и жить в ногу с изменениями. Поэтому в лицее постоянно обновляется образовательная среда, которая оснащается современным оборудованием, создаются новые реально-виртуальные образовательные среды. В образовательном пространстве спроектированы специальные реальные и игровые пространства различных норм, попадая в которые дети научаются способам считывания норм, их принятия и трансформации там, где это возможно и им личностно необходимо. Меняется позиция учителя: он больше не источник информации и внешний контроль. Опыт Лицея 9 в организации неурочной деятельности