Использование элементов краеведения для развития и поддержания высокого мотивационного уровня учебной деятельности школьников на уроках географии и биологии Учитель географии и биологии МОУ СОШ19 Сапегина С. В.
В условиях современной педагогики важным является создание условий для активизации учебной деятельности школьников. Учебная деятельность будет активной только при наличии высокого уровня мотивации к данному виду деятельности школьников. Чтобы учиться с удовольствием, учащиеся должны понимать смысловую ценность учебной деятельности для себя. Известный психолог А.Н.Леонтьев под деятельностью подразумевает такой процесс активности человека, который «характеризуется тем, что то, на что направлен данный процесс в целом, всегда совпадает с тем объективным, что побуждает субъекта к данной деятельности, то есть мотивом».(1) Мотив - устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков. Если мотив и цель деятельности совпадают, то данная деятельность приобретает для субъекта личностный смысл. Это означает, что если цель учебных действий ученика соответствует познавательному мотиву, значит, учебная деятельность для него приобретает личностный смысл, субъективную значимость. Мотивация - динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.
В формировании мотивации важную роль играет уровень осознанности мотивов. Л.Н. Леонтьев по данному поводу пишет: "Если мотив осознаётся, то он превращается в мотив - цель и, значит, становится актуальной побудительной силой". (1) Учитывая всё вышесказанное, я считаю важным направлением своей педагогической деятельности работу по развитию и повышению мотивационного уровня учебной деятельности школьников. Мотивация – двигатель процесса познания, это толчок, который запускает механизм познания. Какими способами можно воздействовать на уровень мотивации учебной деятельности школьников с целью его повышения? В современной образовательной системе существуют разные способы достижения этой цели. В своей педагогической работе я пытаюсь достичь повышения уровня мотивации учебной деятельности через изменение содержания образования и применяю с этой целью включение в материал урока элементов краеведения. Именно изучение материала о родном крае помогает осознать ученикам смысловую ценность учебного процесса и повысить уровень мотивации учебной деятельности.
Краеведческий материал обогащает содержание урока, делает его материал более убедительным, близким для каждого ученика. Знания о родном крае, полученные человеком в школьные годы, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица: "Где родился, там и пригодился". Действительно, несмотря на притягательность столицы или даже других стран, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей "малой родине". Краеведческий материал можно применять в разных формах и на разных этапах урока: - в начале урока, во вступлении; - при актуализации знаний; - при изучении нового материала; - при закреплении; - в домашнем задании.
Помимо усиления уровня мотивации учебной деятельности включение в уроки материалов о родном крае имеет и другое значение: - социализация личности ученика; - повышение уровня духовно-нравственной культуры; - воспитание патриотических чувств, любви к "малой родине". Всё вышесказанное в полной мере относится к преподаванию как биологии, так и географии. Необходимо отметить, что одним из основных принципов преподавания географии является краеведческий принцип. Но отнюдь не меньшее значение имеет краеведческий принцип и в преподавании биологии. Одним из вариантов реализации краеведческого принципа преподавания является использование на уроках краеведческих физкультминуток, когда сама физкультминутка используется не только как элемент здоровьесберегающей педагогической технологии, но и как вид мотивации учебной деятельности и актуализации знаний. На уроках географии я с удовольствием использую литературно-поэтические краеведческие физкультминутки- загадки, которые сочиняю к разным темам (Приложение 9).
Литературно – поэтические краеведческие физкультминутки - загадки 1. Если нефть – богатство наше, То руками мы помашем, Коль железная руда – Мы попрыгаем тогда. 2. Коль Оскол течёт на север – Повернёмся мы налево, Коль на юг его отправим – Повернёмся все направо. 3. У речки Северский Донец Дон-река родной отец. Коль впадает в Дон Донец – В ладоши хлопни, удалец! 4. Белгородчины нет краше Чернозём – богатство наше. Коль со мною согласитесь – Вправо-влево повернитесь.
В таких физкультминутках дети участвуют с удовольствием, так как им предлагают не просто выполнить механический набор физических упражнений, а каждое движение имеет определённое значение, является ответом на вопрос. Если выполняемые учениками движения являются правильными ответами на вопрос, то дети получают массу положительных эмоций, чему способствует также юмористический характер загадок. При проведении таких физкультминуток дети актуализируют имеющиеся знания по географии Белгородской области, корректируют их при необходимости. Включение в урок краеведческих физкультминуток-загадок повышает эмоциональный фон урока, и в целом способствует повышению мотивации учебной деятельности. Варианты применения краеведческого материала представлены в комплекте разработок уроков географии и биологии, представленных в приложении (Приложение 2, 3, 4, 5, 6). Уроки географии АПК Белгородской области и Промышленность Белгородской области почти полностью основаны на краеведческом материале. Уроки биологии Возникновение жизни на Земле, Размножение и развитие птиц, Семя включают элементы краеведения. Краеведческий материал в данных уроках выделен курсивом.
Фрагменты уроков Урок географии Промышленность Белгородской области
Урок биологии Возникновение жизни на Земле
Урок биологии Размножение и развитие птиц
Урок биологии Семя
В процессе изучения проблемы влияния применения материалов краеведения на мотивационный уровень учебной деятельности школьников мной была разработана: -- - адаптивная программа факультативного курса по биологии Животный мир Белгородской области В процессе изучения проблемы влияния применения материалов краеведения на мотивационный уровень учебной деятельности школьников мной была разработана: -- - адаптивная программа факультативного курса по биологии Животный мир Белгородской области задачи по географии и биологии с элементами краеведения задачи по географии и биологии с элементами краеведения Результатом литературного творчества являются - литературно- поэтические физкультминутки-загадки на основе краеведения Результатом литературного творчества являются - литературно- поэтические физкультминутки-загадки на основе краеведения К уроку Промышленность Белгородской области прилагается электронный вариант презентации. К уроку Промышленность Белгородской области прилагается электронный вариант презентации.
Экспериментальное исследование Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии применения краеведческого материала на уровень мотивации учебной деятельности я провела исследование. Для подтверждения гипотезы о положительном влиянии применения краеведческого материала на уровень мотивации учебной деятельности я провела исследование. Мной был составлен Опросник (см. Приложение 10), на вопросы которого я предложила ответить ученикам 9 х классов. В исследовании приняли участие 41 ученик 9 класса. Мной был составлен Опросник (см. Приложение 10), на вопросы которого я предложила ответить ученикам 9 х классов. В исследовании приняли участие 41 ученик 9 класса.
Опросник. Влияние использования краеведческого материала на уровень мотивации учебной деятельности школьников на уроках географии 1. Интересно ли тебе узнавать на уроке сведения о Белгороде и Белгородской области? а) да б) нет 2. Считаешь ли ты полезным для себя включение в урок информации о родном городе или области? а) да б) нет 3. С большим интересом ты подготовишь сообщение, … а) связанное с родным б) не связанное с родным краем краем 4. Тебе интереснее изучать экономическую географию… а) России в целом б) Белгородской области 5. При изучении определённой темы по географии возникает ли у тебя желание узнать о положении дел в данной сфере в Белгородской области? а) да б) нет
6. Тебе более интересен урок… а) наличие или отсутствие б) в котором ты узнаешь материала о родном крае не что- либо о родном крае имеет значения 7. Информацию о Белгородской области вам интереснее узнавать на… а) традиционном уроке б) нетрадиционном уроке географии географии (с применением компьютера, групповых форм работы и т.д.) 8. Испытываете ли вы гордость за экономические достижения родного края и за знаменитых людей Белгородчины, о которых вы узнаёте на уроке географии? а) да б) нет
Результаты исследования 1. Интересно ли тебе узнавать на уроке сведения о Белгороде и Белгородской области? 2. Считаешь ли ты полезным для себя включение в урок информации о родном городе или области?
Результаты исследования 3. С большим интересом ты подготовишь сообщение, а) связанное с родным краем б) не связанное с родным краем 4. Тебе интереснее изучать экономическую географию… а) России в целом б) Белгородской области
Результаты исследований 5. При изучении определённой темы по географии возникает ли у тебя желание узнать о положении дел в данной сфере в Белгородской области? а) да б) нет 6. Тебе более интересен урок… а) наличие или отсутствие материала о родном крае не имеет значения б)в котором ты узнаешь о родном крае
Результаты исследования 7. Информацию о Белгородской области вам интереснее узнавать на… а) традиционном уроке б)нетрадиционном уроке географии географии (с применением компьютера, групповых форм работы и т.д.) 8. Испытываете ли вы гордость за экономические достижения родного края и за знаменитых людей Белгородчины, о которых вы узнаёте на уроке географии? а) да б) нет
Путешествия по родному краю Поездка в Холки
Поездка в село Купино
Музеи города Белгорода Музей военно- морского флота им. Д. Мурачёва Музей связи
Внеклассные мероприятия краеведческой направленности Здоровье нашего дома