Г. Р. Державин
Г. Р. Державин, поэт и государственный деятель ( )
Родился в Казани, там же провёл своё детство. С 1762 году служит в Санкт- Петербурге, в Преображенском полку, сначала солдатом, а с 1772 года в офицерской должности. В годах участвует в подавлении восстания Пугачёва. Литературная и общественная известность приходит к Державину в 1782 году, после написания оды «Фелица», которая восхваляет императрицу Екатерину II. Державина назначают губернатором Олонецкой губернии, а с 1785 Тамбовской. В обоих случаях попытки Державина навести порядок, борьба с коррупцией приводят к конфликтам с местной элитой, и в 1789 году он возвращается в столицу, где занимает различные высокие административные должности.
Но слава пришла к нему лишь в 1783 г., после появления его знаменитой, обращенной к Екатерине II "Оды к Фелице" (от латинского слова, означающего "счастье"). Он соединил в своей "Оде к Фелице" два различных стихотворных вида и создает небывалое до того произведение - оду-сатиру. Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Он достиг высших государственных должностей - сенатора, государственного казначея, министра юстиции. Павел I подверг Державина опале, а Александр I в 1803 г. окончательно отстранил его от государственных дел.
Век его был по преимуществу материален, жаден до удовольствий и радостей быстротекущей жизни, грубоват, расточителен и разгулен, соединял простодушие, смелость и житейскую сметку. Последнее державинское стихотворение вполне выразило его поэтическое «я» и дух времени: Река времен в своем стремлении Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. А если что и остается Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется И общей не уйдет судьбы.
Главным объектом поэтики Державина является человек, как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти: Я связь миров повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальная божества; Я телом в прахе истлеваю, Умом громами повелеваю, Я царь я раб я червь я бог! Но, будучи я столь чудесен, Отколе происшел? безвестен: А сам собой я быть не мог. Ода «Бог», (1784)«Бог»
Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. "Долг поэта в мир правду вещать",- заявлял он. Убедившись во время личного общения с Екатериной, что созданный в "Оде к Фелице" образ царицы идеализирован, он отказался писать ей хвалебные стихи. В замечательной сатирической оде "Вельможа" поэт высмеивает гордящуюся только гербами предков "позлащенную грязь": Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.
Творчество В.А. Жуковского «…для меня … жизнь и поэзия - одно»
У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский.
Значительное место в лирике Жуковского занимает изображение природы. Он выступил как первый создатель лирического пейзажа в русской литературе, и в этом он указал дорогу другим поэтам. В образах деревенской природы поэт искал отражение своих мечтательных и задумчивых переживаний: Луны ущербный лик встает из-за холмов… О тихое небес задумчивых светило, Как зыблется твой блеск на сумраке лесов! Как бледно брег ты оплатило! ("Вечер" 1806 год).
Сила его изобразительности - в умении уловить тончайшие переливы красок, шорохи, трепеты, отблески угасающего вечера. Жуковский лишь изредка прибегает к олицетворению природы, к эмоциональным эпитетам. Чаще в картинах природы, которые рисует поэт, присутствует воспринимающий ее человек. Он и природа у него даны в некотором единстве. Описываются не столько явления природы, сколько душевное состояние человека. Вот почему пейзажи Жуковского называют "пейзажами души". "Жизнь души" и есть подлинный предмет элегии поэта. Все тихо: рощи спят; в окрестности покой; Простершись на траве под ивой наклоненной, Внимаю, как журчит, сливается с рекой, Поток, кустами осененный.
Таким образом, вся последующая русская лирика была продолжением поэзии Жуковского. Он "открыл русской поэзии душу человеческую" (Г.А. Гуковский), то есть стал первым русским романтиком. То, что прежде считалось достоянием разума, у Жуковского стало частью душевной жизни, что придало особый лиризм его поэтическому творчеству. Не только любовь и дружба, но и философия, мораль, социальные аспекты жизни явились предметом внутреннего переживания в жизни и творчестве поэта.
Константин Николаевич Батюшков, наряду с Державиным и Жуковским, занимает в русской поэзии почетное место одного из предшественников Пушкина. В.Г.Белинский, говоря о значении Батюшкова, заметил: «Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно».
Творческий путь Батюшкова отчетливо делится на два периода, рубежом между ними является 1812 год. Самое раннее из дошедших до нас стихотворений Батюшкова – «Мечта», относится примерно к 1802 или 1803 году. В этом стихотворении мечта признается основным источником поэтического вдохновения: «Мечтанье есть душа поэтов и стихов». В первые десять лет своей поэтической деятельности Батюшков воспевает житейские радости, счастье дружбы и счастье разделенной любви.
Совет друзьям Подайте мне свирель простую, Друзья! И сядьте вкруг меня Под эту вяза тень густую, Где свежесть дышит среди дня; Приближьтесь, сядьте и внемлите Совету музы вы моей: Когда счастливо жить хотите Среди весенних кратких дней, Друзья! Оставьте призрак славы, Любите в юности забавы И сейте розы на пути. О юность красная! Цвети!.. ……………………………………… 1806 г.
Поэзия Батюшкова всегда окрашивается в романтические, мечтательные тона. В стихах Батюшков воспевает быстротечные наслаждения, любовные забавы, свободу и безмятежность. Мой гений О, память сердца! Ты сильней Рассудка памяти печальной И часто сладостью своей Меня в стране пленяешь дальней. Я помню голос милых слов, Я помню очи голубые, Я помню локоны златые Небрежно вьющихся власов. Моей пастушки несравненной Я помню весь наряд простой, И образ милый, незабвенный Повсюду странствует со мной. Хранитель гений мой – любовью В утеху дан разлуке он: Засну ль? Приникнет к изголовью И усладит печальный сон.
Велика заслуга Батюшкова в усовершенствовании русского поэтического языка и в разработке ритмического строя стиха. С Батюшковым в русскую поэзию вошел стиль «гармонической точности». Много работает поэт над фонетическим благозвучием русской речи, придает поэтическому языку плавность, мягкость и мелодичность. Батюшков искал созвучий в самой природе родного языка. Именно это достоинство побудило Пушкина отметить: «Что за чудотворец этот Батюшков!» Есть наслаждение в дикости лесов, Есть радость на приморском бреге, И есть гармония в сем говоре валов, Дробящихся в пустынном беге.
Историко-литературное значение Батюшкова точно определил Белинский: « Батюшков много и много способствовал тому, что Пушкин явился таким, каким явился действительно. Одной этой заслуги со стороны Батюшкова достаточно, чтоб имя его произносилось в истории русской литературы с любовью и уважением».